В ходе заседания Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (ДУМ РА и КК) в соборной мечети Майкопа, состоявшегося на минувшей неделе, была поднята актуальная для региона проблема поддержки официальных религиозных институтов со стороны государства.
«Имамы (настоятели мечетей. – «НГ») Чечни, Дагестана и Ингушетии, – отметил в своем выступлении муфтий ДУМ РА и КК Нурбий Емиж, – получают за свою деятельность установленную государством зарплату. И мы – Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея – хотели бы с помощью Аллаха добиться этого». Ректор Черкесского исламского института имени имама Абу-Ганифы Исмаил-Хаджи Бостанов ставит перед президентом Карачаево-Черкесии аналогичный вопрос уже более полугода. «Президент Мустафа Батдыев хоть и из религиозной семьи, – заявил Бостанов корреспонденту «НГ», – тем не менее не может пойти на оплату работы имамов или хотя бы введение курса теологии в школах. Этого не позволяет ему сделать абсурдная по своей сути статья Конституции, провозгласившая отделение религии от государства».
Но имамы мечетей, полагает ректор, не могут работать все время на общественных началах, тем более молодые. «Через несколько лет часть их них вынуждена будет оставить свои места. Общество, ДУМ теряет грамотного, подготовленного, кстати в нашем вузе, специалиста, а верующие – надежного проповедника. К тому же его место может занять амбициозный недоучка, тянущий деньги с прихожан», – считает Бостанов. В Ингушетии, где труд служителей культа оплачивается из республиканского бюджета и где с 1993 года экс-президентом Русланом Аушевым в школьную программу введена дисциплина «Основы религии», отношения властей с ДУМ более чем прозрачные. Чего не скажешь, например, о Чечне или Дагестане.
В Чечне финансирование духовенства осуществляется не на постоянной основе, а методом «пакетной» поддержки при строительстве культовых сооружений или организации религиозных мероприятий. Средства отпускаются немалые, но отдачу от них порой просто не видать. В Дагестане о поддержке властями верующих вообще не говорят вслух: до недавнего времени именно в «сотрудничестве с властями» обвиняли религиозные радикалы – ваххабиты – умеренных верующих, так называемых традиционалистов.
Тем не менее ДУМ республики имел немалые неафишируемые и нередко исключительные налоговые льготы при издании, например, периодической печатной продукции в собственных типографиях, им списывали счета за коммунальные услуги. Руководители муфтията по закрытым постановлениям правительства получали наличные на «улучшение квартирных условий или приобретение квартир». «В Дагестане, где ислам имеет почти полуторатысячелетнюю историю, уже пережили свой пик религиозного экстремизма, – полагает политолог Арсен Мерзоев, – чего нельзя сказать о молодых исламских республиках Северного Кавказа. Именно опасность распространения религиозного экстремизма заставляла местные власти идти на уступки официальному духовенству, получая таким образом союзника».
Возможно, по этой причине после спада активности радикалов Махачкала пересмотрела свою религиозную политику и отказалась сохранить за ДУМД исключительные налоговые льготы в издательской сфере, монопольное право в теологическом образовании. Значительно снижена роль ДУМД в Экспертном совете по борьбе с религиозным экстремизмом при Минюсте правительства Дагестана, который нередко использовался как инструмент в борьбе с оппонентами, независимыми или оппозиционными ДУМД шейхами. Но, пожалуй, самой ощутимой потерей для дагестанского муфтията стало лишение его с осени этого года монопольного права на организацию и проведение хаджа – паломничества в Саудовскую Аравию. Более 80% верующих, отправляющихся в Мекку и Медину из России, – представители Страны гор. Теперь «святыми путешествиями» занимаются несколько турфирм республики, выигравшие это право на конкурсной основе.
В то же время, напротив, в «молодых» исламских республиках Северного Кавказа местные власти, опасаясь растущего радикализма в молодежной среде, идут на сближение с традиционным исламом в лице официального духовенства. Учитывая принцип отделения церкви от государства, для поддержки верующих, причем разных, но традиционных для России конфессий в Черкесске создан общественный благотворительный фонд «Согласие». Его деятельность направлена, в частности, на оплату труда служителей культа «за счет средств, поступающих от предпринимателей». При этом не исключается и прямая господдержка.
«Можно смело предположить, что со временем пересмотру подвергнется и сам принцип отделения церкви от государства, – уверен Исмаил-Хаджи Бостанов. – Ведь власть каждый день спрашивает с нас за всяких радикалов. Хотя у нас нет возможности влиять на псевдоверующих ни через образование (предмет «Основы ислама и православия» не введен в школьную и вузовскую программы), ни силовым путем, как это делает милиция». И потому, надеется ректор, следующим шагом будет принятие решения об оплате работы имамов и священнослужителей из бюджета по примеру Ингушетии. Служители культа, таким образом, станут частью чиновничьего аппарата, а сама власть перестанет быть чисто светской.