0
1702
Газета Регионы России Интернет-версия

18.10.2004 00:00:00

Не пить, не курить, не сквернословить

Тэги: казань, медресе, мухаммадия, образование


казань, медресе, мухаммадия, образование Без досконального знания Корана мусульманин не может полноценно духовно развиваться.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В небольшом вестибюле общежития Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» у лестницы стоят мешок картошки и большой пластиковый пакет с луком, морковью и яблоками. Это садака (ударение на третий слог. – В.П.) – добровольная милостыня, предписанная законами шариата имущему мусульманину для помощи нищим.

«Мухаммадия» – 167 шакирдов и 10 преподавателей – живет на пожертвования, шакирды не платят за учебу», – рассказывает секретарь медресе Рузалия по дороге к учебному корпусу. Только платок на голове, плотно облегающий лицо и закрывающий волосы, уши и шею, указывает на ее принадлежность к религиозному образовательному учреждению. Обтягивающая бедра расклешенная темная юбка до пят – это уже дело вкуса. Столь же цивильно одет и дежуривший на входе в учебный корпус студент: свитер и джинсы.

По одежде шакирда человеку сведущему легко узнать, какими настроениями он живет. Например, у того же ваххабита брюки должны быть выше щиколоток, и в «Мухаммадие» еще десять лет назад таких форсунов было предостаточно. Впрочем обстоятельства и политическая ситуация тому способствовали.

С началом перестройки здание исторического медресе было отдано в аренду коммерсантам, которые упорно выживали оттуда советские учреждения. В 1993 году Духовное управление мусульман Татарстана (ДУМ РТ), решив возродить медресе, с трудом разместило там два-три десятка шакирдов. В октябре 1995 года, когда многочисленные обращения к властям с просьбой вернуть здание ДУМ РТ ничего не дали, шакирды пошли на открытое и агрессивное противостояние с ними. И победили, закрепив за собой тогда же в том числе свой (и тоже «агрессивный») стиль одежды. Сегодня «Мухаммадия» – обычное учебное заведение, старающееся всеми силами вернуть себе былую славу и ту светскость, которая отличала высшее мусульманское медресе.

– Даже тюбетейки не заставляем носить, – продолжает тему одежды проректор медресе Зульфат хазрат Габдуллин. – Насилием можно воспитать в молодом человеке только лицемерие: здесь он, вопреки желанию, будет носить тюбетейку, а из медресе выйдет и сунет ее в карман.

Комплекс зданий медресе «Мухаммадия» на улице Тукая выстроен по инициативе видного исламского теолога Галимджана Галеева, служившего в конце XIX века имамом мечети, построенной «иждивениями» казанских купцов, в основном торговца Мусы Салимова. Это была первая кирпичная мечеть, выросшая на углу нынешних улиц Тукая и Наримова, на месте обветшалой деревянной в Старотатарской слободе, после отмены Екатериной Великой в мае 1767 года запрета на строительство мечетей в Казани. Поначалу мечеть так и звалась – Мечетью Мусы-ба». Сменив пять наименований, вошла в историю как Галеевская мечеть, приобретшая значимость в мусульманском мире благодаря авторитету своего имама, больше известного под псевдонимом Баруди. Под это имя татарские купцы Утямышев и Хусаинов в 1882 году дали деньги на строительство огромного даже по нынешним меркам трехэтажного сложной конфигурации здания медресе «Мухаммадия».

Строилось медресе без малого десять лет и вплоть до укоренения советской власти было для татар самым крупным учебным и научным центром. Здесь готовили лучших в России арабистов и торжествовали светские дисциплины, включая философию, математику, астрономию и успешно развивавшийся медицинский факультет. Из стен медресе «Мухаммадия» вышла чуть ли не вся татарская интеллигенция. Здесь получили творческую огранку без малого все татарские самородки: драматурги, писатели, поэты, актеры, композиторы, художники. От великого Галиаскара Камала до знаменитого Баки Урманче. К изучению Корана приступали только на пятом году обучения.

– Потому что дорога в Казанский императорский университет татарам была заказана, – считает Зульфат хазрат, – и медресе такого ранга, как «Мухаммадия», было единственной возможностью для татарина получить светское образование. А сегодня в высшее медресе «Мухаммадия» идут выпускники средней школы, получив в полном объеме знания по всем светским дисциплинам. Идут изучать Коран, без знания которого мусульманин не может полноценно духовно развиваться. Поэтому наши шакирды с первого курса изучают Коран, а также грамматику и фонетику арабского языка, на котором он был первоначально написан.

Из 46 дисциплин, которые в течение пяти лет изучают студенты высшего медресе, только 20 – религиозные. Остальные светские. Кстати, арабские язык и литература числятся в светских, так же, как татарские язык и литература. Изучению татарского языка отводится два часа в неделю на всех курсах. Татарский язык велик и могуч своими диалектами, а в медресе «Мухаммадия» учатся татары из Челябинской, Свердловской, Ульяновской, Пермской областей, с Поволжья, мусульманские общины Казахстана также шлют сюда своих подопечных. К концу обучения все они должны знать татарский литературный язык, чтобы читать татарскую классику, проповедовать на чистом татарском языке.

Начиная с четвертого курса в программу «Мухаммадии» включаются педагогика, психология, философия, информатика, английский. А вот русского языка нет. Наверное, будущему мулле, который учит здесь три года (есть в медресе и средняя ступень, так называемая санавия) исламский шариат и арабский язык, знание русского языка ни к чему. Пятая часть шакирдов параллельно учатся в вузах Казани, либо, проучившись в медресе пять лет и получив специальность «Исламские науки и воспитание», продолжают учебу в светских высших учебных заведениях. Проректор Зульфат хазрат, бывший выпускник медресе «Мухаммадия», закончил в Татаро-американском институте отделение лингвистики и сейчас учится в аспирантуре. И хорошее знание русского ему бы не помешало. Отсутствие сегодня этой дисциплины в расписании высшего религиозного учреждения – скорее издержки проводимой в Татарстане политики сепаратизма 1990-х годов, от которой до сих пор не отрешилось руководство ДУМ РТ, занимающееся разработкой единой для всех мусульман учебной программы.

Ее усвоение – ислам, как образ жизни – требует от шакирда больших усилий. Даже проректор Зульфат хазрат, видимо, вспомнив годы учебы здесь, вздохнув, признается: «Учиться у нас тяжело». В пять утра, а летом в три-четыре утра надо встать на молитву. Но прежде совершить положенное по шариату омовение. А с восьми утра пять часов учебы с десятиминутными переменами. Потом снова молитва, обед, и второй половиной дня шакирд распоряжается по своему усмотрению. Но так только кажется, ибо те, кому поручено его духовное воспитание, не успокоились, взяв с шакирда подписку, что он будет вести себя в медрессе и за его пределами, как положено мусульманину: не курить, не пить, не сквернословить.

Они еще помнят, что ничто так не развращает вступающего в жизнь, как праздность. И очень ненавязчиво помогают, скажем, девочкам вторую половину дня посвятить приобретению очень нужной профессии швеи, договорившись с профильным казанским лицеем о сотрудничестве. И, конечно же, следят за тем, чтобы шакирды совершали намаз, как и положено мусульманину, пять раз в день. В «Мухаммадие» очень гордятся, что нынче их выпускники работают в самых значимых мечетях Казани и России. Без молитвы такое невозможно.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
451
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
513
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
308
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
396

Другие новости