Вчера президент Чечни Ахмад Кадыров опять вспомнил об экс-президенте Ичкерии Аслане Масхадове. Говоря о проекте резолюции по Чечне, внесенной странами ЕС в Комиссию ООН по правам человека, Кадыров заявил, что «Масхадов давно бы сложил оружие, если бы периодически не раздавались голоса, дающие ему несбыточную надежду вернуть времена 90-х годов».
Надо заметить, что в последнее время буквально не проходит и дня, чтобы глава Чечни не вспоминал своего давнего соратника. На днях Ахмад-Хаджи снова заговорил о том, что с момента начала второй чеченской войны никогда не встречался с экс-президентом Ичкерии Асланом Масхадовым и не вел с ним переговоры. При этом он еще раз предложил награду за информацию о местонахождении лидера сепаратистов, не уточнив, впрочем, размер вознаграждения. Напомним, что ранее Ахмад-Хаджи обещал за голову своего предшественника 50 тыс. долл. (за Шамиля Басаева, кстати, он предлагал 50 миллионов «зеленых»). Заодно Кадыров в очередной раз пообещал походатайствовать перед президентом РФ о помиловании Масхадова в случае его добровольной сдачи.
Глава Чечни так часто говорит о том, что не встречался с Масхадовым и не ведет с ним переговоры, что невольно начинаешь в этом сомневаться. Не случайно, похоже, и то, что заместитель министра юстиции РФ Юрий Калинин на днях заявил о необходимости проведения в республике еще одной амнистии: «Те процессы, которые происходят в Чечне, требуют, чтобы была еще одна амнистия». Надо полагать, чиновник имел в виду факт добровольной сдачи оружия нескольких высокопоставленных боевиков из окружения того же Масхадова. Впрочем, им и амнистия не понадобилась, потому что они вышли из леса под гарантии президента Ахмада Кадырова. Подобные гарантии Масхадову, судя по всему, согласованы с Москвой. Не случайно о новой (кстати, уже шестой по счету) амнистии боевикам первым заговорил замминистра Калинин, а не Ахмад-Хаджи.
В эту «игру», похоже, включились и военные. На днях официальный представитель Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе полковник Илья Шабалкин заявил, что «Шамиль Басаев отстранил от руководства ставленников лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова». При этом, по словам полковника, «так называемым командующим дагестанским фронтом назначен известный террорист Раппани Халилов, а так называемым командующим ингушским фронтом – главарь банды по кличке Магас. «Это еще раз подтверждает, – утверждают в РОШ, – что Масхадов не считается среди боевиков авторитетной фигурой. Тем более что в настоящее время с ним ведутся переговоры о явке с повинной».
Уже через день, впрочем, тот же Шабалкин заявил, что банду, которую несколько суток преследовали чеченские милиционеры и армейский спецназ, возглавляют «человек Басаева» Раппани Халилов и... «человек Масхадова» Ахмед Авторханов. Это так же не вяжется с многочисленными заявлениями силовиков о расколе между Басаевым и Масхадовым, как и история с химическим оружием на территории Чечни. Когда о наличии отравляющих веществ на территории республики писала зарубежная пресса, военные категорически отрицали такую возможность. А вчера полковник Шабалкин сообщил, что «на одной из баз боевиков в Веденском районе подразделением федеральных сил обнаружен тайник, в котором находились четыре пластиковые бочки». По словам офицера, в бочках находилась упаковка с ядом. Предварительным анализом установлено, что в стеклянной банке содержится около 200 граммов сильнодействующего яда искусственного происхождения, а в находившейся ранее инструкции говорится, что «для летального исхода требуется один грамм на 500 человек».
Все это, похоже, говорит только об одном. Всеми силами и глава Чечни, и представители федеральных структур хотят «дистанцировать» Масхадова от Басаева. Потому что амнистию для «одинокого и ни на что не влияющего Масхадова» общественность принять может. А вот помилование лидера чеченских сепаратистов и соратника одиозного Басаева – это уже слишком.