В столице Чечни начался демонтаж блокпостов. На скорейшем начале этого процесса чеченские власти настаивали уже давно. Сегодня ликвидация блокпостов представляется как подтверждение того, что в Чечне налаживается мирная жизнь.
Между тем бетонные плиты, лежащие на улицах Грозного, никакого отношения к стабильности не имели и не имеют. До сих пор в городе совершаются нападения на милиционеров и военных, а на дорогах регулярно закладываются фугасы. Более того, от тактики минной войны и нападений на патрули боевики перешли к тактике нападения на автоколонны федеральных сил. В минувший вторник, как сообщил ИТАР-ТАСС, в Шалинском районе из гранатометов и автоматического оружия была обстреляна армейская колонна (три грузовика и БТР сопровождения). Пять военнослужащих убиты, еще девять получили ранения.
В тот же день группа боевиков ворвалась в село Ишхой-Юрт. Бандиты убили одного из местных жителей. При преследовании банды сотрудниками милиции завязался ожесточенный бой. Погибли и.о. начальника ОВД Ножай-Юртовского района Асланбек Ильясов и еще шестеро милиционеров. По словам представителя МВД республики Руслана Ацаева, численность банды составляла как минимум двадцать человек. И ни у кого нет сомнений, что с появлением «зеленки», а до этого остаются считаные дни, передвигаться по чеченским дорогам станет еще опаснее.
Ситуация в близлежащих Дагестане и Ингушетии не слишком отличается от той, что сложилась в Чечне. Косвенно это подтвердил и Шамиль Басаев, который на днях через один из интернет-сайтов сепаратистов взял на себя ответственность за организацию покушения на президента Ингушетии Мурата Зязикова. При этом «террорист номер один» пригрозил повторить теракт не позднее чем через месяц, подчеркнув, что боевики начинают «весенне-летний военный сезон». В письме, размещенном на сайте, Басаев обещает бросить голову Зязикова «к ногам Масхадова».
Судя по всему, Басаев продолжает считать экс-президента Ичкерии Аслана Масхадова своим руководителем и все разговоры о разногласиях между сторонниками Басаева и Масхадова, о чем не раз заявляли представители Регионального оперативного штаба по руководству контртеррористической операцией на Северном Кавказе, – это скорее выдача желаемого за действительное. И широко разрекламированная акция по сдаче ближайших соратников Масхадова, похоже, тоже пока не привела к искомому результату.
Беда еще и в том, что на смену известным полевым командирам приходят малочисленные отряды молодого поколения, действующие автономно. Они не способны на крупномасштабные действия, но успешно проводят теракты, причем не только на территории Чечни. К сожалению, действия федеральных сил и «гвардии» Кадырова лишь множат ряды таких отрядов.
9 апреля, как утверждают в назранском офисе правозащитного центра «Мемориал», в результате авиационной бомбежки в селении Ригахой Веденского района Чечни погибли женщина и пятеро ее детей. Надо полагать, за них найдется кому мстить. Впрочем, вчера военные опровергли как факт авианалета, так и факт нападения боевиков на автоколонну в Шалинском районе. Что касается гибели мирных жителей в селе Ригахой, то местные правоохранительные органы проводят расследование этого инцидента.