Вчера в Грозном Госсовет Чечни утвердил кандидатуру Сергея Абрамова на должность премьер-министра республики. Президент Чечни Ахмад Кадыров и его ближайший соратник, до недавнего времени и.о. главы кабинета Эли Исаев выразили искреннюю радость, что правительство республики возглавит русский. Ахмад-Хаджи намекнул, что тем самым, мол, речь идет о национальном согласии, а Эли Исаев полагает, что теперь в Чечню начнет возвращаться русскоязычное население.
Причины такого оптимизма совершенно непонятны: даже чеченские беженцы, проживающие в Ингушетии, не спешат перебираться в республику. Если кто и возвращается в родные пенаты, так это боевики, переживающие трудные времена кто в Дагестане, кто в той же Ингушетии, кто в других близлежащих республиках. Тем более что, в отличие от беженцев, проблем ни с адаптацией, ни с трудоустройством у них нет.
После того как в Чечне сложил оружие «министр обороны Ичкерии» Магомед Хамбиев, его примеру последовал еще и «начальник особого отдела главного штаба вооруженных сил Ичкерии» Борис Айдамиров. Этот отдел, как известно, занимался ликвидацией тех, кого экс-президент Чечни Аслан Масхадов подозревал в помощи федеральным силам. Так что руки у Айдамирова, надо полагать, по локоть в крови.
Правда, отвечать за свои грехи ему, видимо, не придется. Начальник службы безопасности президента Чечни Рамзан Кадыров уже заявил, что Айдамиров поступит на работу в его ведомство. Более того, он будет отвечать за переговоры с боевиками, используя, как подчеркнул Кадыров-младший, «свой богатый опыт». Надо полагать, не останется без работы и Магомед Хамбиев. Он уже заявил на пресс-конференции в Грозном, что «будет помогать президенту Чечни Ахмаду Кадырову в достижении стабильности и мира в республике». Кстати, Хамбиеву даже выделена охрана.
Более того, еще не прошли 10 дней, отведенных на проверку деяний Хамбиева во время его участия в незаконных вооруженных формированиях, а «бригадный генерал» уже получил новый российский паспорт. Краснокожую паспортину ему выдали утром 14 марта. После чего, по словам Ахмада Кадырова, он «пошел на выборы и сделал свой выбор за достойную кандидатуру на пост президента России». Остается только гадать, последовали ли его примеру Шамиль Басаев и Аслан Масхадов. Зато теперь понятно, почему в Чечне была столь высокая – под 90% – явка на выборах.
Естественно, «министр обороны» Хамбиев утверждает, что в незаконных вооруженных формированиях никогда не состоял, Масхадова сто лет не видел, людей не похищал, терроризмом не занимался и вообще являлся «законопослушным гражданином». Надо полагать, к такому выводу придет и прокуратура. По крайней мере из 209 человек, которые сдались в рамках последней амнистии, нет ни одного, кто бы был привлечен к уголовной ответственности.
Правда, в этом случае совершенно непонятно, что делали эти люди в лесу. Не грибы же собирали все эти годы. Хамбиева несколько раз пытались уничтожить, но он всегда уходил от погони. Айдамиров был его ближайшим подчиненным, принимал активное участие в планировании диверсионно-террористических актов, руководил отрядом боевиков, действовавшим в Ножай-Юртовском районе.
Получается, что можно спокойно воевать, подрывать фугасы на дорогах, взрывать дома, готовить теракты как в республике, так и за ее пределами. А когда прижмут, возьмут в кольцо, из которого нет шансов выбраться, нужно просто договориться с Рамзаном Кадыровым, написать «явку с повинной», признать Кадырова-старшего своим легитимным руководителем и вперед, к избирательной урне. Какой тогда смысл в борьбе с боевиками?
Вчера они воевали с федеральными силами, сегодня пополняют ряды «гвардии» Кадырова, в которой экс-боевиков и без того с избытком – одних только «бригадных генералов» с полдюжины. Российские силовики, похоже, скрипят зубами, но ничего поделать не могут. Гарантии Ахмада Кадырова в Чечне превыше всего. Прокуроры, услышав слово президента Чечни, замолкают. Кадыров эту ситуации чувствует очень тонко.
На днях он опять заявил, что «МВД Чечни способно решать самые сложные задачи» и пришло время ликвидировать «ничем не оправданные надстройки на территории самой Чечни в виде различных федеральных структур». Речь идет о временных отделах внутренних дел и комендатурах. «Вся власть, – заметил Ахмад-Хаджи, – должна быть сосредоточена в руках местных органов». Кроме того, после выборов президента России, полагает глава республики, Грозный должен «установить контроль над нефтяной отраслью Чечни». Да и дирекцию по восстановлению Чечни пора ликвидировать: «Я не понимаю, зачем нужна какая-то дирекция, если в любом другом регионе действует схема: федеральное министерство, ведомство и их структуры или правительство в регионах».
Для полного счастья, похоже, Ахмаду Кадырову не хватает только головы Аслана Масхадова. Но и тут, по словам Рамзана Кадырова, есть подвижки. Как он утверждает, с экс-президентом Ичкерии уже ведутся переговоры и он тоже может быть амнистирован. Да и без работы не останется. Жаль только, что вакансия премьер-министра в Чечне уже занята.