Новым уполномоченным по правам человека в Саратовской области стала начальник отдела по надзору за исполнением налогового законодательства областной прокуратуры Нина Лукашова. За нее проголосовало абсолютное большинство депутатов областной Думы. Нина Лукашова поклялась защищать права и свободы граждан и сообщила, что в 1993–1994 годах, будучи старшим помощником областного прокурора, она уже имела опыт работы с обращениями граждан. По ее словам, в 30% случаев ею были вынесены положительные решения.
Альтернативы кандидатуре Лукашовой, которую выдвинули сами депутаты областной Думы, не было. Прежний омбудсмен Александр Ландо, прославившийся попыткой легализовать проституцию и другими громкими инициативами, шанса переизбраться не получил, поскольку желающие выдвинуть его общественные организации не успели сделать это в отведенный срок, а самовыдвижение не предусмотрено. Губернатор Дмитрий Аяцков не воспользовался своим правом предложить чью-либо кандидатуру на эту должность, хотя в свое время Ландо был именно его «выдвиженцем».
Еще летом отставки первого в истории области уполномоченного ничто не предвещало. Центр города украшали огромные билборды с изображением улыбающегося Александра Ландо на фоне цитат из Конституции. И раньше не страдавший отсутствием идей Ландо в последние полгода еще более активизировался и даже спас группу «невольниц» из Таджикистана, чей труд использовали саратовские коммерсанты.
По мнению местных аналитиков, Ландо стал очередной фигурой, пожертвованной Аяцковым ради примирения с мэрией Саратова, противостояние с которой длится уже несколько лет. В эту версию вполне укладывается избрание уполномоченным по правам человека именно представителя областной прокуратуры, отношения с которой у областных властей непростые. Неделей ранее с поста вице-губернатора области ушел Юрий Моисеев – до окончания судебного разбирательства по делу, возбужденному облпрокуратурой весной прошлого года. Как сообщала «НГ», Моисеев обвиняется в причинении тяжкого вреда здоровью одного из бывших земляков, воровавшего семечки на поле, принадлежавшем возглавляемой Моисеевым сельхозартели. С момента передачи дела в суд (который до сих пор так и не состоялся) губернатору указывали на неуместность пребывания Моисеева в прежней должности. Почти год губернатор упрямился, но вдруг уступил.
Есть и другие свежие примеры «наведения мостов» между областными и городскими властями. Кадровый состав облпрокуратуры пополнился представителем Саратовской горпрокуратуры, всегда областным властям сочувствовавшей и недолюбливавшей мэрию. Переместившийся в кресло заместителя областного прокурора городской прокурор Евгений Григорьев был первым представителем силовых структур, взявшим под контроль прохождение отопительного сезона в Саратове. А за сутки до выборов нового омбудсмена исполняющим обязанности заместителя председателя облправительства был назначен руководитель аппарата городской Думы Константин Бандорин. Вице-губернатор Владимир Марон заявил, что в обязанности нового зампреда войдет наблюдение за «созданием информационного пространства в области».
Саратов