Более 4 млн. экземпляров избирательных бюллетеней к выборам депутатов Госдумы отпечатали в саратовском издательстве ФГУП "Слово". Этот издательский комплекс (бывшее издательство "Коммунист" обкома КПСС) обеспечивал печатной продукцией еще советские выборные кампании. Золотая мечта печатника - большие тиражи. Чтобы отладить технику один раз - и неделю только готовые листы принимать. Центризбиркомовский заказ в "Слове" печатали две недели. По саратовским меркам он не просто большой, а огромный. Правда, платить печатникам будут по ценам прошлого года. Рентабельность производства - всего 6%, с сожалением констатируют представители облизбиркома. Только величина тиража и позволяет печатникам надеяться на какой-никакой доход.
Покрытые защитной сеткой (для "федеральных" бюллетеней она зеленая, для "одномандатных" - коричнево-оранжевая) мелованные листы-полуфабрикаты саратовцы получали из Москвы в два приема. Дополнительную партию в 141 312 штук пришлось просить после того, как выяснилось, что бюллетени для Саратовского одномандатного округа будут вдвое больше остальных. Как пояснил секретарь облизбиркома Сергей Казаков, 14 саратовских кандидатов просто не вверстались в классический формат А4.
Переверстывали саратовцы и федеральные формы для голосования. Образцы логотипов партий, участвующих в голосовании, ЦИК предоставил "в цвете", хотя печать изначально предполагалась черно-белой. Когда из станков пошли первые мутные отпечатки, пришлось принимать срочные меры - часть эмблем издательские специалисты перерисовали заново. Представители местных партячеек с необходимостью замены согласились и инцидент посчитали исчерпанным.
Предназначенные для печати листы пересчитываются дважды: до печати подсчет ведет установленный на машине электронный счетчик, после - уже готовые формы пересчитывают выбраковщицы. На типографский брак ЦИК добавил саратовцам 10% листов-полуфабрикатов - по-видимому, в расчете на совсем уж допотопную технику. В Саратове брак по федеральным бюллетеням составил всего 1,6%, а по одномандатным не дотянул и до 1%. Неиспользованные листы сдали в типографские сейфы, взяв подписи всех участников процесса начиная с директора типографии и заканчивая сопровождающим печать представителем облизбиркома.
Типографские пленки и алюминиевые формы вместе с бракованными листами уничтожают в присутствии представителей территориальных избиркомов, которые забирали свои тиражи на минувшей неделе. Пленки разрезают на мелкие кусочки, а формы сминают в комки. Ни то, ни другое восстановлению не поддается. Можно, конечно, переверстать все заново и заказать печать в другой типографии, но кто даст злоумышленникам циковскую бумагу? На входе в печатный зал круглосуточно дежурит милиционер. "Если уж милиции не верить, тогда на что же вообще надеяться?" - задается вопросом Казаков.
Саратов