Осень 2003 года войдет черной страницей в историю города на Каме - Набережных Челнов. 28 сентября на одном из островов были обнаружены захороненные тела генерального директора ОАО "КамАЗ-Металлургия" Виктора Фабера и его подчиненной, директора департамента экономики Натальи Стародубцевой. Днем раньше на другом острове Камы было обнаружено захоронение еще одного жителя города, директора ООО "Автомастер" Евгения Корнева. 30 сентября также на камских островах вскрыли еще два захоронения. Останки одного из найденных тел идентифицируют с пропавшим два года назад директором "Фарм-сервиса" Игорем Кудиновым. В Подмосковье было обнаружено захоронение еще одного челнинского бизнесмена... Но прежде, 27 сентября, милиция штурмом взяла квартиру на последнем этаже пятиэтажного дома на окраине Набережных Челнов, где в течение трех месяцев в наручниках и с завязанными глазами удерживали 35-летнего Булата Баязитова, владельца развлекательного центра "Цунами", хозяина двух рентабельных производств: кондитерского "Булай" и безалкогольных напитков "Алиса".
Было задание: "похитить богатого еврея"
Сегодня правоохранительные органы в Татарстане почти открыто намекают на причастность ко всем этим убийствам ОПГ "Московские чеченцы". Однако всех вышеназванных материально обеспеченных челнинцев похищали с совершенно разными целями. Одних - чтобы получить выкуп, и в этом случае можно, правда с большой натяжкой, говорить о "чеченском следе". Других - чтобы прибрать прибыльный бизнес, завуалировав убийство под "чеченский след".
История похищения людей в автограде началась чуть более четырех лет назад с похищения 1 июля 1999 года 19-летнего студента Камского политехнического института Анатолия Геллера. Похитители - братья Шакуровы, переехавшие в 1995 году в Набережные Челны из Узбекистана, и москвич Максим Гапонов, принявший ислам и также перебравшийся в город на Каме. Здесь в мечети "Тауба" приняли ислам переехавшие вместе с ним мать, жена и двое детей. В мечети "Тауба" братьев Шакуровых и Максима Гапонова свели с Алексеем Ильиным (в мусульманстве Абу Бакром), вербовавшего среди шакирдов челнинских медресе курсантов учебных лагерей "Черного араба" - Хаттаба. Алексей Ильин был идейным наставником беженца из Узбекистана Дениса Сайтакова, участвовавшего во взрыве жилых домов в Москве.
В начале 1998 года эти правоверные уехали в Чечню, прошли первый этап подготовки в учебном центре "Кавказ" и вернулись в Челны, получив задание: "похитить богатого еврея". Анатолия Геллера взяли, когда он сидел за рулем собственной "девятки". Оглушили, ввели психотропное и вывезли в Мордовию, а затем в Чечню. Через три месяца на чечено-ингушской границе Анатолия обменяли на 1 млн. долл.
Булата Баязитова, похищенного в ночь с 8 на 9 июля 2003 года, когда он садился в свою машину, бандиты также не собирались убивать. Они не сомневались, что за удачливого предпринимателя получат солидный выкуп. Ему разрешили позвонить родственникам и сообщить, что за его возвращение требуют 3,5 млн. долл. И почти три месяца ждали.
"Когда милиция штурмом взяла квартиру и ко мне подошел милиционер, я обхватил его ногу и заплакал", - рассказывал журналистам уже на следующий день после освобождения Баязитов. В квартире, где удерживали пленника, и в гараже одного из арестованных милиция нашла целый арсенал.
Трудно поверить, что похитители Баязитова - все те же "тагирьяновские", на которых сегодня "вешают" все похищения, захоронения и убийства. Уже в середине июля по подозрению в причастности к похищению Фабера, Стародубцевой и Баязитова шестеро "тагирьяновских" обживали камеру в следственном изоляторе, еще пятнадцать были объявлены в розыск. Похищением с последующим выкупом в Набережных Челнах занимаются другие люди, так или иначе связанные с мечетью "Тауба" и медресе "Йолдыз", ставшие объектами пристального внимания Центра по борьбе с терроризмом при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью службы криминальной милиции МВД РФ. Сотрудниками которого еще в 2001 году, как сообщает председателю российского правозащитного движения "Против преступности и беззакония" Дмитрию Бердникову в письме от 6.10.03 за # ВЖ658 заместитель начальника УБОП СКМ МВД РФ подполковник В.В. Седов, "в отношении деятельности отдельных представителей и лиц, посещающих мечеть "Тауба", была организована проверка на предмет причастности к экстремистской деятельности. Установлено, что некоторые лица, имеющие отношение к данной мечети, входили в различные террористические группы". Террор, как известно, требует денег, которые добываются преступным путем, но у "посещающих" мечеть "Тауба" совершенно другая модель поведения.
Убийцы Фабера могут все
Похищение заместителя генерального директора ОАО "КамАЗ", директора ОАО "КамАЗ-Металлургия" Виктора Фабера и требование выкупа в 1,5 млн. долл. было блестяще исполненным блефом. Его убийцы не просто имели доступ к закрытой информации, но могли любую информацию организовать, растиражировать, "допустить" ее утечку в СМИ...
23-24 мая в челнинских газетах были опубликованы результаты проверки финансовой деятельности ОАО "КамАЗ-Металлургия". Ревизоры, в частности, обнаружили, что в августе 1999 года ОАО отгрузило немецкой фирме PROFUNA продукцию на сумму 1 млн. долл. Через месяц на имя Фабера пришло письмо: "Уважаемый господин Фабер, настоящим мы Вам, к сожалению, должны сообщить, что фирма PROFUNA сегодня, 10.09.1999 г., вынуждена официально объявить о своем банкротстве и прекращении трудовой деятельности. От всей души хотим Вас поблагодарить за совместную плодотворную работу и пожелать Вам и Вашему трудовому коллективу всего самого хорошего в трудовой и личной жизни. С уважением, PROFUNA Heiner Saw, Stefan Saw".
Прокурор Набережных Челнов Ильдус Нафиков, настаивающий на версии похищения Виктора Фабера и его подчиненной, тем не менее допускал и варианты, намекая, что письмо наводит следствие на мысль, что Виктор Фабер вполне мог пуститься в бега. Дескать, ревизорам так и не удалось отыскать хоть какие-нибудь документы, подтверждающие, что руководитель литейного производства пытался взыскать с фирмы-партнера долг в 1 млн. долл.
А чего стоит сброшенная журналистам информация о страстной любви Виктора Фабера и Натальи Стародубцевой, которой они и не скрывали вовсе. И когда эта любовь получила крепкую финансовую поддержку, то якобы греховодники могли рвануть на исторического родину немца Фабера.
Убийцы, действуя в лучших традициях "чеченского следа", заставили Виктора Фабера позвонить в его офис и дать команду перевести в Содбизнесбанк 1,5 млн. долл. Перевели, как сообщил министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров, 1 млн. долл. Однако успели обналичить, по информации челнинской прокуратуры, лишь 4 млн. руб. При этом, имея совершенно конкретный адрес и уже зная наверняка, что речь идет о похищении двух высокопоставленных руководителей предприятия общероссийского масштаба, правоохранительные органы якобы не смогли взять след преступников.
Через три месяца после убийства Виктора Фабера генеральный директор "КамАЗа" Сергей Когогин подписал приказ о выводе автомеханического завода из ОАО "КамАЗ-Металлургия".
Литейное производство всегда считалось делом прибыльным, и желающих прибрать его к рукам хватает.
Виктор Фабер никому не шел навстречу. Пересидевший на Камском автогиганте двух генеральных директоров 44-летний Фабер начинал в 80-х слесарем на производстве цветного литья, затем работал мастером, начальником производства. Последние 5 лет возглавлял ОАО "КамАЗ-Металлургия".
Фабер был убежден, что для раскрутки грузовика нового поколения литейщикам необходима собственная высокотехнологичная механообработка. И собирался переоснастить завод, закупив дорогое, но быстро окупаемое импортное оборудование. Он жил будущим своего огромного хозяйства и скрупулезно, как и подобает немцу, готовил это будущее.
После исчезновения Виктора Фабера руководство "КамАЗа" вначале вообще отказывалось от всяких комментариев. Потом наотрез отказывалось признать наиболее вероятной версию похищения. Потом как-то очень невнятно пообещало вознаграждение, сразу же сделав оговорку: "Если информация будет ценной". Столь же странным на фоне всех обнаруженных нынче захоронений выглядят тогдашние оптимистические заверения министра МВД Татарстана Асгата Сафарова, что, "по нашим оперативным данным", Виктор Фабер и Наталья Стародубцева живы. Позже министр признал, что несчастные были убиты сразу же после первого звонка в офис.
На следующий после похищения Фабера день в Набережные Челны срочно отправился первый вице-премьер республики Равиль Муратов. Лет пять назад, когда автогигант находился в глубокой экономической коме, бывший в то время в фаворе Равиль Муратов получил мандат от правительства на наведение порядка на заводе. После проверки финансовой деятельности ОАО "КамАЗ" Равиль Фатыхович обещал серию громких разоблачений.
Однако скоро стало ясно, что разоблачений, тем более громких, не будет. "Мандат" на наведение порядка был тихо аннулирован. А 29 мая 2003 года вместо Набережных Челнов Равиль Муратов попал в дорожную аварию, получив серьезную травму позвоночника: так лихо его "подрезала" милицейская машина.
А у новых хозяев ОАО "КамАЗ-Металлургия" новые планы. На литейке вовсю судачат, что новые хозяева собираются здесь золото выплавлять...
"Тагирьяновские"
Через месяц после исчезновения Виктора Фабера 23 июня прокурор Набережных Челнов Ильдус Нафиков заявил журналистам, что Фабер никуда не сбежал. Он похищен вместе с Натальей Стародубцевой. Еще через месяц журналисты узнали от прокурора о причастности к похищению ОПГ "Тагирьяновские". Сказать, что до этого о "тагирьяновских" никто ничего никогда не слышал, значит не сказать ничего. Об их существовании не догадывалась даже милиция. По крайней мере, всерьез эту мелочь числом до шестидесяти членов не воспринимала. И вдруг, словно по команде, правоохранительные органы стали уверять, что это одна из мощных преступных группировок, возглавляемая проживающим на тот момент в Москве владельцем игорного бизнеса Эдуардом Тагирьяновым и связанная с ОПГ "Московские чеченцы", а через них со всем российским преступным сообществом.
Выясняется теперь, что вроде бы Тагирьянов собрал банду из разношерстных дворовых "бригад" еще в 1997 году. И с того времени "тагирьяновские" контролировали большую территорию, так называемый "старый город", и являлись вплоть до разгрома кровавой преступной группировки "29-й квартал" ее правой рукой. А уж когда авторитетов ОПГ "29-й квартал" (сейчас они находятся в СИЗО и тщательно изучают обвинительное заключение. - В.П.) повязали, тут они и заявили о себе как о могильщике челнинских бизнесменов.
Прокурор Нафиков, чтобы убедить общественность в далеко простирающихся связях "тагирьяновских", даже рассказал журналистам о знакомстве "тагирьяновского" авторитета с бывшим челнинским водочным королем, а ныне депутатом Госдумы Салимханом Ахметхановым. Депутат своего знакомства с Эдуардом Тагирьяновым не отрицал. Заявил в интервью челнинским СМИ, что знаком с Тагирьяновым с 1991 года, хорошо его знает и не верит, что тот способен убить человека или отдать команду убить человека. Это было в августе.
А в конце сентября газета "Челны-ЛТД" опубликовала фотографию, на которой завернутый по пояс в белую простыню человек, похожий на прокурора Набережных Челнов Ильдуса Нафикова, отдыхает разморенный жаром сауны в обществе Эдуарда Тагирьянова. Опубликовала газета и письмо подследственного Тагирьянова из следственного изолятора о том, как из задержанных по делу о похищениях выбивают необходимые для следствия показания...
А через пару дней милиция извлекла из земли тело убитого в полном смысле слова за металл Виктора Фабера.
Казань