В Ростове состоялась первая за всю историю российско-украинских отношений рабочая встреча представителей силовых подразделений таможенных комитетов двух стран. Для обсуждения вопросов взаимодействия по борьбе с контрабандистами в здании Ростовской таможни собрались руководители Южного таможенного управления, а также их коллеги из Киевской, Крымской и Донбасской региональных таможен Украины.
Центральной темой совещания стало обсуждение вариантов системного обмена информацией для более эффективной борьбы с контрабандистами и теми субъектами внешнеэкономической деятельности, которые пытаются вести нечестную игру. Впрочем, информационный обмен по линии силовых подразделений осуществлялся и ранее. Недавно, к примеру, благодаря взаимодействию таможенников двух стран был задержан известный контрабандист, пытавшийся скрыться от преследования таганрогских таможенников.
Заметим, что контрабанда на российско-украинской границе по-прежнему процветает. Только за 9 месяцев этого года, по словам замначальника Управления по борьбе с контрабандой таможенной службы Украины Алексея Орехова, в Донецкой и Луганской областях было возбуждено более 50 уголовных дел. Причем количество граждан России и Украины среди фигурантов этих дел примерно одинаковое. Из России контрабандистами в огромных количествах вывозится стандартный ассортимент: бензин, дизельное топливо, запчасти к автомобилям, спирт, продукты питания, сельхозпродукция. Ввозят же в Россию, как правило, посуду из керамики, изделия из стекла и пластмассы, бытовую технику, цветные металлы и даже уголь. Разумеется, при условии уплаты таможенных пошлин везти уголь в Россию нерентабельно, но ныне через ростовско-украинскую границу можно переправить любой груз, используя многочисленные проселочные дороги, где нет ни пограничных, ни таможенных постов.
Шла на совещании речь и о создании на российско-украинской границе "зеленых коридоров". Однако, как считают таможенники, для введения "коридорной системы" необходимо выработать единые правила, адаптированные к мировым стандартам. К тому же российские таможенные посты крайне слабо оснащены технически. Причем практически все пункты пропуска Ростовской области действуют по временной схеме: это либо железные вагончики, либо сборно-щитовые домики, в которых даже не предусмотрено отопление.
Ситуация, впрочем, может измениться в ближайшее время с открытием современных пунктов пропуска в Гукове, Новошахтинске и Таганроге.
Ростов-на-Дону