Колоритные костюмы участников фестиваля 'Эргав' приводили гостей праздника в восторг.
На днях на Чукотке завершился фестиваль национальных ансамблей под названием "Эргав", проходящий два раза в год. В переводе с чукотского это название означает "слава, известность". Первый раз его организовали в 1992 году, когда на Чукотку должна была приехать высокая правительственная делегация. Чтобы не показывать большим гостям из Москвы разруху, царившую в то время на самой далекой российской окраине, высокопоставленные чиновники приказали собрать в Анадыре все национальные ансамбли и устроить большой праздник. Местные специалисты легко расписали сценарий национального фестиваля, полагая, что в дальнейшем он больше не повторится. Но вышло как раз наоборот.
Фольклорным коллективам, которых на Чукотке оказалось более 30, праздник так понравился, что они потребовали от начальства, чтобы "Эргав" проводился постоянно. С тех пор кузница местных "звезд" национальной культуры получила право на существование.
Праздник начинается с торжественного шествия, чем-то напоминающего карнавал. Ансамбли идут по улицам города в красивых театральных костюмах, с разноцветными надувными шарами, эмблемами своих коллективов. По ходу движения они исполняют зажигательные танцы или песни. Гремят многочисленные бубны, свистят "свирели" из оленьего волоса, звучат голоса солистов горлового пения. Со стороны эта огромная, пестрая, в несколько сотен человек толпа напоминает лаву, выплеснутую из вулкана древности. Среди участников шествия идут и старые и молодые. Впереди со знаменем города шествует мэр или его заместитель.
На центральной площади Анадыря, на подиуме, ведущий возвещает о приближении шествия. Гремят литавры, слышатся возгласы толпы, взлетают в высь фейерверки. Наконец участники шествия выстраиваются возле сцены. Начинается торжественное действо - обряд заклания, обряд благодарения. Ранее, в древности, чукчи убивали оленя - символ благополучия и кровь его разбрызгивали по сторонам, чтобы множилось оленье стадо. Теперь это все имитируется. Из чаши "разбрызгивается" воздух, огонь очага - бумажный или фосфоресцирующий.
Первыми начинают состязаться между собой танцевальные национальные ансамбли, за ними песенники. Как правило, праздничное действие продолжается несколько часов. Нередко молодые солисты ансамблей танцуют со стариками.
Вокруг площади идет бойкая торговля. Здесь можно купить сувениры из моржового клыка, оленьего рога, меха или же приобрести практически всю зимнюю одежду, от кухлянки, торбасов, малахая, до меховых носков - чижов. Здесь же устанавливают несколько чукотских дымящихся яранг. В ярангах непременно готовится оленье мясо, чай, строганина.
Между тем на сцене молодые чукчанки соревнуются в скороговорках. Они так трещат, что диву даешься. Чукотский язык очень гибок. На площади же начинаются соревнования по национальным видам спорта. Это тройной прыжок, прыжок через нарты, борьба, игра с чукотским мячом и многое другое.
"Эргав" - это не только возможность повеселиться, но и выиграть дорогие призы, поучаствовав в различных конкурсах. Участники соревнуются в искусстве шитья национальных головных уборов и верхней одежды: камлеек, кухлянок, малахаев и.д. Или на лучшее национальное блюдо, танец и даже ласковое слово.
Раньше праздник "Эргав" всегда открывал сам губернатор. Новый "начальник Чукотки" Роман Абрамович поручает это своим заместителям.
Нынешний праздник "Эргав-2003" был приурочен к международной конференции "Дни Берингии". В этот день в Анадыре побывали ученые из США, Дании, Швеции, Германии, России и других стран. Они обсудили проблемы экологии на Крайнем Севере, сохранение жизненного пространства для аборигенов. И посмотрели новый этнический праздник.
Анадырь