Российским хлеборобам все чаще приходится давать отпор бандитам, претендующим на свою долю урожая
Хлеборобы Волгоградской области намолотили первый миллион тонн зерна урожая-2003. Об этом сообщил в специальном обращении к "дорогим землякам" волгоградский губернатор Николай Максюта.
По словам губернатора, этот миллион дался непросто. Гибель посевов озимых от зимних морозов и небывалого для области весеннего паводка вынудила хозяйства провести сев яровых и масличных культур на гораздо более значительной площади, чем планировалось первоначально.
Это заставило власти срочно подготовить к работе законсервированные тракторные жатки, а также увеличить количество людей, привлекая уборочные отряды из других областей.
По мнению волгоградского губернатора, уборочная страда была бы серьезно затруднена без помощи филиалов Волгоградской областной машинно-технологической станции, созданной в свое время администрацией области.
Но, как издавна известно, мало убрать, нужно еще сохранить. А в последние годы урожаю требуется защита не только от непогоды и вредителей.
Уборочная кампания в Волгоградской области на протяжении нескольких лет была не только традиционной "битвой за урожай", но и настоящей войной с криминальными или полукриминальными группировками, стремящимися "взять под контроль" реализацию собранной сельхозпродукции.
Обитатели волгоградских сел хорошо помнят, как года два-три назад по области колесили на навороченных автомашинах команды крепких парней, как правило, кавказцев, которые занимались выбиванием из руководителей хозяйств согласия на "сотрудничество". Бандиты предлагали "защиту", взамен требуя долю в собранном урожае. Непонятливым в доступной форме объясняли, откуда может исходить угроза крестьянскому миру┘ Последний пик бандитских "предложений", по словам руководителей аграрных хозяйств, пришелся на 1998-2000 гг. Затем "наезды" "защитников" прекратились. Нынешним летом вновь появились желающие "поконтролировать" волгоградских крестьян. Однако в отличие от 1999 г. у последних сегодня появился новый серьезный аргумент в разговорах с криминалом.
Недавно в Ленинском и других южных районах Волгоградской области, где уже вовсю шла уборочная кампания, появились автомашины с волгоградскими и московскими номерами. В авто сидели молодые крепкие люди, внешний вид которых не вызывал у очевидцев сомнений в их принадлежности к "братве". "Братки" подъезжали к домам руководителей фермерских хозяйств и в беседе с хозяевами предлагали "помощь" - защиту, "крышу" взамен на 30% от собранного хозяйствами урожая. На размышление давали день сроку, после чего обещали "приехать и обеспечить защиту". Наученные горьким опытом фермеры обратились в милицию и потребовали обеспечить защиту от "братских предложений". И случилось невероятное: покатавшись два дня по фермерским усадьбам, "братки" вскоре исчезли.
В беседе с корреспондентом "НГ" заместитель главы администрации Ленинского района по сельскому хозяйству Валерий Сабин открыл "страшную тайну" внезапного исчезновения "романтиков большой дороги". По его словам, в последние три года в заволжские районы Волгоградской области "зашло" несколько серьезных инвесторов, занявшихся кредитованием аграрных, в том числе и фермерских хозяйств. Руководителями наиболее крупных инвестиционных групп, как стало известно корреспонденту "НГ" из других источников, являются бывшие старшие офицеры спецслужб. Новые кредиторы не только профинансировали, например, на 100% аграрные хозяйства Ленинского района перед нынешней уборочной кампанией, но и предоставили свои службы безопасности для защиты собранного урожая. По словам экспертов, эффективность работы этих служб была гораздо выше традиционных силовых ведомств в районах области. Именно приходом новых мощных инвесторов в АПК области, способных жестко отстаивать свои интересы и одновременно защищать интересы руководителей крестьянских хозяйств, сегодня и объясняют "исчезновение" практики "бандитских налетов" на волгоградские села.
Впрочем, многие эксперты не питают по этому поводу глубоких иллюзий. "Российская практика показывает, - говорит известный волгоградский политолог доктор философских наук Александр Стризое, - что далеко не всегда исчезновение "мелкой", "чисто-бандитской" организованной преступности означает исчезновение преступности вообще. Как правило, это означает поглощение ее преступностью более крупной, более организованной, более финансово-экономически мощной. Такой, что ее и преступностью-то в обычном смысле слова назвать нельзя". Не секрет, что именно в последние 2-3 года в российскую провинцию (в Волгоградскую область в том числе) хлынул московский и трансрегиональный крупный финансовый капитал. В том числе и крупный криминальный капитал. Он стремился легализоваться, "отмыться" через инвестирование крупных проектов в аграрной, транспортной, пищевой, перерабатывающей, топливной сферах. Сегодня никто не может с уверенностью сказать, какова доля этого капитала в инвестиционных проектах Волгоградской области. А раз так, то и наступивший было "золотой век" волгоградского крестьянства может оказаться недолог.
Волгоград