-Дмитрий Федорович, идея перекройки административно-территориального деления РФ, похоже, все ближе к реализации. Есть ли у вас свое видение такой реформы?
- Конечно, 89 субъектов - это очень много для управления. Но я не стал бы трогать Конституцию. На мой взгляд, президент предложил очень хорошую идею - 7 федеральных округов. Может быть, нужно принять закон о федеральных округах? О полномочных представителях президента, о представителях данных структур в субъектах - чтобы у них были не только надзорные функции, но и какие-то иные: распределительные, финансовые, кадровые и т.д. Вот и не надо больше кроить Россию.
Но при этом мы не должны превратиться в унитарное государство - это смерть для нашей России. Если у нас федеративная республика, состоящая из субъектов, которым гарантирована самостоятельность, - значит, на это и нужно опираться. В период ранней, романтической демократии было допущено много ошибок, в том числе и в Конституции. Их нужно исправлять. Как? Думаю, через референдум. Ни Аяцков, ни администрация президента, ни спикер верхней или нижней палат, ни отдельный чиновник - только народ вправе определять, сколько должно быть субъектов в России.
Да, меня беспокоит: почему в верхней палате парламента от моей огромной области представлено 2 человека и от Коми-Пермяцкого национального округа - тоже 2? Почему в Государственной Думе от Москвы может быть 25 человек, а от Пензы - 1 человек? Если мы говорим о равенстве субъектов - равенство должно быть во всем, и ни в коем случае нельзя посягать на Федерацию. А если у нас унитарное государство - нужно так и сказать.
- Готова ли Саратовская область "принять в объятия" какой-либо из соседних регионов или, наоборот, к кому-то присоединиться?
- Кто к кому должен присоединяться, это вопрос экономический. Конечно, нужно, чтобы регионы были самодостаточными. Чтобы они могли себя прокормить, обеспечить свой народ рабочими местами, заработной платой и создать качественную среду обитания. Это должно быть задачей региональной власти. Кто с ней не справляется - пусть выбирает, к кому присоединяться. Я сегодня эту задачу в своей области выполняю. У меня нет имперских замашек, чтобы взять кого-то "под крыло" - но и ни одной пяди своей земли не собираюсь отдать кому-либо из субъектов! И эту работу я буду проводить. До тех пор, пока не будет принят закон о том, что карту России надо поделить по-другому. Не делить нужно, а прибавлять.
- Недавнее повышение розничных цен на хлеб не стало для специалистов неожиданностью, однако предотвратить его не удалось. Возможно ли в нынешних условиях стабилизировать зерновой рынок, чтобы защитить и потребителя, и производителя от перекупщиков?
- Сегодня наша страна живет исключительно за счет крестьянина. Крестьян же до сего времени обирают, да еще называют сельское хозяйство "черной дырой". Это несправедливо. Сегодня государство дает крестьянину на гектар 12 рублей - и то условно. В то время как в США и в других развитых странах эти цифры в десятки раз больше.
Что же касается цен на хлеб - рынок определяет цены. В прошлом году были искусственно занижены цены на продукты питания, в том числе на хлеб - главное мерило благополучия любого государства.
- Почему же искусственно? А огромный урожай?
- Искусственно. Был маленький урожай, ну, скажем, средний. В любом государстве, если оно производит зерно, нужно производить не меньше тонны на человека. В России сегодня живут 145 миллионов человек. Значит, мы должны производить 145 миллионов тонн. В противном случае мы завозим зерно на территорию в виде мяса, окорочков американских, в виде спиртосодержащих продуктов, кондитерских изделий и т.д. Только в виде мясных изделий мы завезли в Россию около 25 миллионов тонн зерна. О каком перепроизводстве можно вести разговор? У нас избыток фуражного зерна, потому что катастрофически не развито животноводство.
Я считаю, что сегодня, в тех условиях, в которых живет наше крестьянство, буханка хлеба должна стоить 25 рублей. И не надо удивляться, что хлеб в цене растет. Значит, крестьянский труд востребован. Другое дело, как дать людям компенсацию. Это задача власти - изыскать возможность с помощью налогов взять у богатых деньги, чтобы эти деньги перераспределить в виде компенсаций слабо защищенным слоям общества.
- Почему, несмотря на хороший урожай прошлого года и оптимистичный прогноз на нынешний год, инвесторы теряют интерес к АПК области? Известно, например, что Сбербанк в прошлом году потерял 390 миллионов рублей и больше не намерен работать с областью. Как вы планируете исправлять ситуацию?
- Я не согласен с вами. Сбербанк большой погоды не делает. К тому же сегодня он де-факто теряет позиции в целом в России вследствие масштабной реорганизации, которую он провел. Сбербанк давал деньги направо и налево, не согласовывая свои действия с региональной властью. А когда пришло время возвращать, вспомнил о том, что власть существует.
Есть другие банковские структуры, есть инвесторы, которые с удовольствием идут работать на землю. Вы знаете, какая сегодня главная проблема на селе? Не деньги, не отсутствие техники. Кадры! Не хватает управленцев, менеджеров, переработчиков, талантливых экономистов, финансистов, технологов. Да, наша кузница эти кадры готовит, но┘ я нашел такое выражение, хотя оно и обижает здорово руководителей сельхозпредприятий, которые колхоз "Червонно дышло" переименовали в АО "Дышло". И они пьют сегодня крестьянскую кровь, обворовывают крестьян - и сбегают, подводя хозяйства под банкротство. От такой номенклатуры нам сегодня надо уйти. Нужны дерзкие управленцы, которые бы в человеке, в крестьянине видели основной ресурс. А то они ни в земле не видят основного ресурса, ни в крестьянине. Не вкладывают средств ни в землю, ни в специалиста. А видят ресурс только в этом драном рубле, который отбирают у крестьянина.
- Владимир Путин, говоря о необходимости административной реформы, назвал объем сокращения чиновничьего аппарата - 20-30%. Вы заявили о сокращении в том же объеме местного аппарата. Это - совпадение, выполнение президентского задания или такова реальная потребность области?
- Я просто не стал дожидаться, когда федеральный Центр спустит мне рекомендации. Мы сели, посчитали и ликвидировали все структуры, которые не отвечают рынку или свои функции выполнили. Управление торговли, Министерство земельной политики, Совет безопасности области и прочие подразделения. Сократили аппарат управленцев на 500 человек. Это 25%. - Местные аналитики оценивают стоимость этой реформы в 1 миллион долларов. Верно ли это и каков ожидаемый экономический эффект?
- Чтобы провести эту реформу, нам нужно примерно 10 миллионов рублей. Но, если держать такой раздутый бюрократический аппарат, мы потеряем 10 миллионов долларов в течение одного года. Экономический эффект от реформы будет чувствоваться уже в конце этого года.
Может быть, кто-то не знает, но у нас есть регионы, где у губернаторов до 27 заместителей. У меня до сегодняшнего дня их было 7. Новая структура предполагает 3 заместителя. Я думаю, что справлюсь.
- Ваше отношение к партии "Единая Россия". Почему вы в нее вступили и как оцениваете ее перспективы?
- Могу рассказать всю свою партийную биографию после того, как КПСС приказала долго жить и я как законопослушный человек приостановил свое членство в партии. Я вступил в партию Владимира Шумейко "Реформа - новый курс". Эта партия трансформировалась и объединилась с НДР. НДР объединилась с "Единством". И вместе с партией я переходил в новые структуры. Сегодня партия "Единство" приняла решение объединиться с ОВР. Так я оказался в этой партии. И ни разу не изменял своей партийной принадлежности. Я разделяю идеологию "Единой России", хотя во многом пока партия виртуальная.
- Разве у нее есть идеология?
- Есть. Все очень просто: если сегодня партия разделяет мою идею о частной собственности на землю - это моя партия. Если она хочет реформы в армии - это моя партия. Если она выступает за бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание - это моя партия. Если выступает за решение проблемы жилья и в первую очередь для молодежи - это моя партия. Но одно дело выступать, а другое - сделать.
Саратов