В то время как Григорий Явлинский дрейфует в сторону президента, сближается с КПРФ, требуя отставки правительства, его покидают сторонники в регионах. Причем те, кто стоял вместе с Явлинским у истоков "ЯБЛОКА".
Для многих политиков в Иркутске было неожиданностью, что один из организаторов местного отделения "ЯБЛОКА", член политсовета партии Юрий Пронин встал под знамена "Союза правых сил". Как объяснил корреспонденту "НГ" бывший "яблочник", его разрыв с партией Явлинского назревал давно. Чем больше становилась партия, тем глубже обозначились противоречия между лидером и остальными сторонниками. Это свойственно не только "ЯБЛОКУ", но именно в этой партии противоречия оказались резкими и кричащими.
Вот как прокомментировал Юрий Пронин корреспонденту "НГ" нынешнюю ситуацию в "ЯБЛОКЕ": "Очень долгая борьба, оппозиционность тоже ведь имеют негатив. С одной стороны, большую принципиальность проявляешь, с другой - возникает некая болезненная заостренность. И вообще для "яблочного" избирателя в целом характерна оппозиционность, он с подозрением относится к сильной государственности. А Явлинским и его ближайшими соратниками взят курс на значительную лояльность президентской власти. Это, правда, не афишируется, но проявляется достаточно явно. Весь вопрос в том, как такая лояльность скажется на предстоящих выборах".
О глубоком кризисе в партии "ЯБЛОКО" свидетельствовали результаты выборов в Госдуму в 1999 году. Причем руководство не смогло адекватно отреагировать на изменившуюся ситуацию. Те же партийцы, кто пытался провести критический анализ, переломить ситуацию не смогли. В результате ушло довольно много людей. По мнению бывшего иркутского "яблочника", за этим стояли не личные мотивы и стремление к более комфортной жизни. Достаточно упомянуть хотя бы таких известных и самостоятельных политиков, как Николай Травкин, Елена Мизулина, Оксана Дмитриева, Иван Грачев, Вячеслав Игрунов. Последний вообще входил в ближайшее окружение Григория Явлинского, считался политическим архитектором партии. И он, и другие, расставшиеся с "ЯБЛОКОМ", видели пути выхода из кризиса, которые отличались от позиции Явлинского и его окружения.
Сам Григорий Явлинский не хотел никаких дискуссий - по-видимому, зная, что могут возникнуть претензии и к нему как к лидеру партии. Юрий Пронин, который был допущен к тайнам "яблочного" закулисья, говорит, что "свое выступление против дискуссии Явлинский мотивировал тем, что у "ЯБЛОКА" не очень хороший результат и можно окончательно развалить партию. В итоге многие противоречия, разногласия приобрели форму довольно резких конфликтов".
Нарастает кризис и внутри региональных отделений "ЯБЛОКА". Так, в иркутской организации кризис тоже оказался связан с позицией ее лидера Виталия Камышева, который не захотел терять контроль над местным отделением "ЯБЛОКА", поставив туда лояльного руководителя. Причина, по мнению Юрия Пронина, кроется в контроле за финансовыми средствами организации.
Юрий Пронин пытался искать пути сближения "ЯБЛОКА" и СПС в регионе. В правильности такого подхода убеждены половина членов обеих региональных организаций этих партий. Во всяком случае, это подтверждают данные социологических опросов. Однако из этого СПС делает посыл к объединению, а руководство "ЯБЛОКА" поступает наоборот.
Эти и другие вопросы, поставленные иркутскими "яблочниками" в московском руководстве партии, остались без внимания, хотя к этому времени в организации разгорелся конфликт. Но в центральном руководстве никакого дела не было до местных проблем. Это и послужило в конечном счете толчком к решению Юрия Пронина расстаться с "ЯБЛОКОМ". Вместе с ним ряды регионального отделения покинули еще несколько старожилов партии.
По всей видимости, считает Юрий Пронин, Явлинский находится под влиянием узкой группы лиц, которая фильтрует информацию, что очень опасно для любого политического лидера.
Иркутск