В Сибири все реже вспоминают имена революционеров. В свое время здесь перебывали на каторге и в ссылке те, кого прежде называли цветом революции. Что не поселок или район, то громкое имя, о чем пока еще напоминают дома-музеи.
В Александровском централе, например, находился в заключении Железный Феликс и другие не менее именитые узники. Теперь в полуразваленном здании размещается областная психиатрическая больница, которую все никак не могут переселить в более комфортные условия.
В селе Манзурка Качугского района отбывал ссылку Михаил Фрунзе. В доме, где он проживал, в 1970 г. открыли музей. Поразительно, но удалось найти немало вещей, так или иначе связанных с видным революционером. Сохранилась даже его деревянная кровать, а вот сам музей, похоже, предан забвению. Бывший экскурсовод Светлана Колтунова пояснила, что в последнее время она работала практически бесплатно, пытаясь сохранить экспонаты. И все-таки часть их местная ребятня растащила. А уцелевшие удалось пристроить в сельскую библиотеку. Оставшийся без какого-либо присмотра дом постепенно разрушается. Недавно по Манзурке прокатился слух, что какой-то иркутский коммерсант вознамерился приобрести дом под дачу. Раньше местные власти всегда своих гостей вели в дом-музей, чтобы показать, что и Манзурка с "большой историей" связана. Теперь иные нравы, да и денег на содержание музея у сельской администрации нет.
Славен своим революционным прошлым и Верхоленск. В бывшем уездном городке успели пожить Михаил Фрунзе, Валериан Куйбышев, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий. В свое время здесь обитала многочисленная колония политических ссыльных. Заметной фигурой среди них был один из первых марксистов России Николай Федосеев. В школьном музее ему посвящен целый стенд, а вот дом, в котором он жил, никому не нужен. На нем отсутствует даже мемориальная доска.
В соседнем Усть-Куте местные краеведы самым известным революционером, побывавшим в их местах, считают Льва Троцкого. В начале прошлого века вместе с женой и детьми он несколько месяцев снимал жилье у крестьянина Макрыгина.
Сейчас от этого дома осталась только фотография. Останавливался в Усть-Куте и другой пламенный партиец - Серго Орджоникидзе. Дом, где он проживал, еще будет стоять несколько десятилетий, а вот мемориальная табличка исчезла.
Немногие оставшиеся в районах области дома-музеи бывших кумиров и правителей страны исчезают тихо и незаметно. В самом Иркутске разве что пожилые люди вспомнят, что здесь когда-то находился музей Сергея Кирова. Дом и сейчас стоит, а вот хозяева в нем уже новые. Больше повезло декабристам. В областном центре по-прежнему не иссякает поток посетителей в домах-усадьбах Волконских и Трубецких. Нынешнее поколение сибиряков история революции, судя по всему, не интересует.
Иркутск