Обычная для весенней России угроза паводка вновь вывела на первый план другую отечественную традицию: халатность глав местных администраций и правоохранительных органов. Только критика на многочисленных совещаниях со стороны президентских наместников, чему в последние дни был свидетелем обозреватель "НГ", заставляет шевелиться прямых ответственных за обеспечение "противостихийной" безопасности государства. При этом руководство субъектов отнюдь не смущается "вмешательством" полпредов. И при таком "понимании" со стороны региональных властей полпреды всех округов продолжают развивать активность на непрофильном направлении.
На днях "противопаводковые" часы сверили Сергей Кириенко (ПФО) и Георгий Полтавченко (ЦФО). В Северо-Западном полпредстве "НГ" сообщили, что такие мероприятия вообще не прекращаются, а Валентина Матвиенко уже введена в курс дела. Во вторник вернувшиеся с проверок Леонид Драчевский (СФО) и Петр Латышев (УФО) созвали свои чрезвычайные заседания. А вчера подопечных отчитал Виктор Казанцев (ЮФО).
Наместники президента констатируют: субъекты готовы не допустить разгула стихии в целом. И планируют новые проверки: "частности" уж больно впечатляют. В феврале "неожиданно" подтопило районы Ростовской и Волгоградской областей, во многих субъектах бесхозны или не отремонтированы гидротехнические сооружения. Часть населенных пунктов, традиционно страдающих от весеннего обострения, от новых "сюрпризов" с прошлого года так и не застрахованы.
Леонид Драчевский, только что побывавший в Хакасии и Алтайском крае, принимает радикальные меры. Там, где перед стихией бессильны даже полпреды, "жителей раз и навсегда переселяют в более безопасные места". На Юге, напротив, стоит проблема возвращения "перемещенных лиц" и привлечения туристов. Между тем Виктора Казанцева "тревожит резкое увеличение числа объектов ресторанно-гостиничной направленности, построенных в зонах прямого воздействия снежных лавин". При этом "предупредительные мероприятия там не ведутся, а лавинные станции нуждаются в капремонте". Необходимое же финансирование местных центров метеослужбы осуществляют далеко не все субъекты ЮФО. Казанцев даже "сформировал пакет нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления", правда, "кроме Чеченской Республики". На всякий случай полпред призвал коллег "довести объем резервов Центра медицины катастроф для обеспечения медпомощи как минимум 500 пострадавшим".
Стращает региональных чиновников и Сергей Кириенко. На днях в Казани в рамках расширенной коллегии по безопасности приволжский полпред напомнил представителям администраций и силовых ведомств, что половодье приравнивается к терроризму. "Представьте, если размоет скотомогильник в Марий Эл, где захоронены животные, пораженные сибирской язвой!" - объяснили "НГ" в полпредстве ПФО.
Весьма странно после трех месяцев предупредительных мероприятий звучит призыв Петра Латышева: "Эта проблема комплексная, в ее решении должны быть задействованы и органы государственной власти, и местного самоуправления, и собственники сооружений". Однако в только что завершившемся "облете на предмет готовности к разливу воды Свердловской области" Латышева сопровождали совсем другие профессионалы: глава Гостехкомиссии при президенте РФ, первый зам секретаря Совбеза РФ, главный федеральный инспектор области. "На территории области ущерб от наводнения может составить более двух миллионов рублей, - объяснили "НГ". - А сегодня далеко не все проблемы решены по вопросам ремонта гидротехнических сооружений, есть нарушения эксплуатации - например, идет строительство прудов без проекта". Должные выводы из плачевного опыта, вторят полпреды, "хозяйственниками" не сделаны.
При всей молодости и несовершенстве окружных институтов власти эффективность работы семи "дубинок" (с этим ярлыком, предложенным обозревателем "НГ", полностью согласился один из полпредов) превзошла многолетний опыт старожилов начальственных кресел. Пока на конкретном противопаводковом направлении.
Однако этот факт нельзя признать полностью положительным. "Почему очистка русел малых рек начала производиться лишь только после того, как вода зашла в дома жителей?" - удивляет Казанцев глав администраций. Обоснованный ответ заочно дает Драчевский: "Ликвидация последствий обходится во много раз дороже подготовительных мероприятий".
Вялую реакцию местных властей на угрозы стихии, как ни печально, объясняют лишь одни "стимулы". Так, в 2001 году ущерб от наводнения только Курганской, Свердловской, Тюменской областей составил около 231 млн. рублей. Куда большую сумму выделил Центр в 2002 году на восстановление пострадавших от стихии регионов Южного округа. Скандально известные проверки использования средств показали: львиная доля компенсаций, вверенных местным властям, "испарилась" вместе с водой... В 2003 году, и без того насыщенном для полпредов, в том числе и выборными кампаниями, президентские наместники рискуют захлебнуться в наплыве обязанностей.
Как удалось узнать "НГ", окружные начальники уже озаботились "изысканием источников финансирования для ликвидации последствий возможных паводков 2003 года и своевременной компенсации причиненного ущерба". Полпреды ведут работу и по "созданию и совершенствованию системы обязательного страхования". Большой проблемой уже сейчас, как посетовали "НГ" в полпредстве ЮФО, является задержка с финансированием противопаводковых мероприятий федеральными министерствами: "По линии МПР России в Кабардино-Балкарскую Республику должны поступить 50 млн. 300 тыс. рублей. Однако ни копейки до сих пор не поступило".