0
1635
Газета Регионы России Интернет-версия

03.02.2003 00:00:00

Тысячелетия арктической Трои

Тэги: чукчи, эскимосы, культура, археология


Раскопки, проводимые учеными многих стран на древнем поселении Эквен, подтверждают, что беринговоморской культуре около трех тысяч лет. Предки нынешних чукчей и эскимосов, поселившиеся на Чукотском полуострове, создали своеобразную, целостную культуру. Благодаря сноровке, выносливости они сумели прижиться в арктических снегах. И в течение всех этих лет Арктика диктовала им свои условия. Древние охотники жили в землянках, на косах, неподалеку от богатых моржовых лежбищ. Этот могучий морской зверь до сих пор дает северным народам Чукотки мясо, шкуру, клык. Мясо моржа, богатое витаминами и микроэлементами, незаменимо в пище северянина, из шкуры делают покрышки на байдары, с которых охотились издревле даже на китов, а теперь используют в туристическом бизнесе и в спортивных гонках. Кости китов и моржей применялись для строительства землянок. Моржовые клыки стали предметом искусства - излюбленным материалом национальных художников.

Открытия, сделанные на Эквене, свидетельствуют о высокой культуре древних охотников. Недаром археологи эти раскопки называют арктической Троей, подчеркивая тем самым их огромное значение для науки.

"Безальтернативная" яранга и ее обитатели

Рядом с древними поселениями ныне стоят поселки. Вместо землянок на земле предков построили дома, больницы, школы. Правда, таких поселков осталось не очень много. В советское время решительно избавлялись от неперспективных поселений, а новые возводили ближе к источникам электроэнергии или крупным месторождениям.

Около двух тысяч лет назад на Чукотке возникло домашнее оленеводство. По всей вероятности, в это время и появилось жилье для оленеводов-кочевников - яранги. Попытка в советское время переселить пастухов в передвижные домики, утепленные брезентовые палатки или в другие виды жилья не увенчалась успехом. Полноценной альтернативы яранге пока нет. Брезентовые палатки могут вспыхнуть от одной искры, передвижные домики вязнут в болотистой тундре, быстро ломаются. А шкуры, которыми покрыта яранга, не горят, если на них попадает огонь, только медленно тлеют, их нетрудно затушить. Чтобы перевезти ярангу, достаточно трех-четырех оленьих упряжек, а для перевоза домика нужен трактор или вездеход, причем доставка топлива в тундру обходится чрезвычайно дорого.

Яранга обуславливает и образ жизни. В чоттагине - холодной части жилья - не поставишь телевизор или компьютер, а холодильник не нужен, потому что температура там такая же, как на улице. Девять из десяти опрошенных школьников, которые жили во время каникул в оленеводческой бригаде, не желают оставаться в тундре. Но вера в то, что тундра от всего вылечит, существует как у стариков, так и у молодежи. Действительно, по медицинским показателям те, кто живет в тундре, имеют более крепкое здоровье по сравнению с живущими в поселке.

В национальных селах Чукотки нередко встречаются семьи, в которых совместно живут три поколения. Семидесятилетние дедушки и бабушки плохо говорят по-русски, верят в то, во что верили их родители и деды, хранят почерневших деревянных идолов, олицетворяющих злых и добрых духов. Их 40-50-летние дети воспитывались в интернатах, при советской власти, когда любая религия не только развенчивалась, но и осмеивалась. Они в большинстве истовые атеисты. Но в последнее время некоторые из них принимают православную веру. Среди них, по словам отца Леонида, настоятеля Лаврентьевской церкви, есть хорошо знающие Библию. Младшие поколения, внуки и правнуки, которые в большинстве своем не знают родного чукотского или эскимосского языка, к православной вере относятся с любопытством, дети посещают церковные школы. Так что в одном доме можно увидеть идола, икону в углу и Библию на столе.

Нищета празднику не помеха

До начала нынешних экономических преобразований в стране национальные села Чукотки, которые являлись центральными усадьбами оленеводческих хозяйств, в какой-то мере процветали. Власти обеспечивали завоз продуктов и промтоваров, ну а оленины и рыбы тут всегда было в изобилии. Продажа спиртного была строго регламентирована, велась борьба с пьянством. Люди тянулись из райцентров и городов в село, где жилось легче и спокойнее. За время перемен села были доведены до нищенства. Распались многие сельские организации, десятилетиями люди не получали зарплату. Коммерсанты завозили в село одну водку. И пить местные жители стали не то что больше, а поголовно, включая детей и беременных женщин.

С приходом нового губернатора стали выплачивать зарплату оленеводам и морским охотникам. Но купить на эти небольшие деньги (средняя зарплата - 3 тыс. руб.) можно лишь одежду и обувь, завезенные в магазины еще в советское время. Нищенская жизнь в селах служит причиной миграции многих жителей в города, где лучше снабжение и есть возможность найти работу. Для столицы Чукотки Анадыря миграция населения из сел превратилась в огромную проблему. Приезжающие из глубинки люди не имеют специальностей, не имея своего жилья, селятся у родственников или знакомых, бедствуют, воруют.

Недавно в национальных селах Чукотского района побывали японские представители Международной китобойной комиссии. Они были поражены царящей там нищетой. В прошлом году на заседании комиссии именно японская делегация добивалась того, чтобы урезать квоту добычи китов на Чукотке. Теперь же члены комиссии убедились, что именно мясо добытых морских животных спасает от голода сельчан.

Но когда на Чукотке случаются праздники, то принимает в них участие почти все население. Местные праздники обычно имеют немалое практическое значение. Гонки на собачьих упряжках "Надежда" способствуют развитию спортивного собаководства, регата "Беренгия" - морского промысла и строительства байдар, "Корфест" - спортивного рыболовства. На торжества приглашаются знаменитые ансамбли из Москвы, закупается большое количество призов, устанавливаются денежные премии. На проведение "Беренгии-2002" окружной администрацией было отпущено 3 млн. руб., а на "Корфест-2002" - около 7 млн. Кроме вещевых призов, на "Беренгии" разыгрывались и денежные, за призовые места в гонках на байдарах экипажи получили от 5 до 10 тыс. руб. Эти деньги в основном пошли на обмыв праздника и победы и стали причиной всеобщей попойки. Потому оргкомитет предложил впредь устанавливать только вещевые призы.

Широко отмечают свои юбилеи местные организации и предприятия. Чтобы поймать в национальных селах "Радио России" или "Маяк", нужны мощные приемники, которых нет в продаже. Но самый захудалый приемник поймает станцию "Пурга", сигналы которой ретранслируются мощными станциями спутниковой связи, установленными в каждом населенном пункте Чукотки. 20 часов в сутки "Пурга" извергает в эфир "самую клевую музыку", как говорят диджеи радиостанции. Годовщину создания этой радиостанции отметили пышным торжественным вечером с подарками и выступлениями артистов, с обильным возлиянием. В день 35-летия Анадырской студии телевидения столы в местном ресторане были накрыты из расчета по 500 руб. на человека (деньги спонсорские). Но такой стол считается "нищенским", в других организациях и до 1 руб. на человека выходит.

Южная кровь для северного этноса

Пили северные народы всегда, но в последнее время пьянство особенно усилилось. Во многом потому и нищенствует сельское население, что там пропивается все заработанное. Цена самой низкосортной водки в селах колеблется от 150 до 180 руб. за поллитровку. Поэтому вновь, как в запретные на водку горбачевские времена, в селах процветает самогоноварение. Причина 80% смертей и преступлений - пьянство. В Чукотском районе 10-летняя девочка умерла от выпитой водки, которую пьяные родители оставили на столе. Ежегодно на Чукотке до 40 молодых матерей лишается родительских прав за злоупотребление спиртным.

Общественные организации и властные структуры бьют в набат, в селах проводятся сходы, собрания, принимаются решения бороться с пьянством, но ничего так и не меняется. Решения властей об ограниченном ввозе в села спиртного не выполняются. В селах всем известно, кто гонит самогон, но никаких мер против них не принимают.

Продолжительность жизни мужчин в селах сократилась до 42 лет, женщин - до 50. Детская смертность на Чукотке выше, чем в среднем по России. За первую половину 2002 года младенческая смертность составила 37 детей на тысячу родившихся. Среди умерших детей 84% - коренной национальности.

Неожиданное (хотя и вполне предсказуемое) влияние на рождаемость и на этническое состояние в целом оказывает в последнее время строительный бум, развернувшийся на Чукотке. Только в Анадыре трудятся около тысячи турецких специалистов - в основном мужчины в возрасте от 22 до 35 лет. В минувшем году в четыре раза увеличилось число абортов среди девушек местной национальности в возрасте до 20 лет, а 10 юных чукчанок родили детей от турок. Матери регистрируют новорожденных по своей национальности, хотя некоторые из них и сами являются метисками. Пока в обиходе таких детей называют чукотурками. Как повлияет на становление северного этноса восточная кровь, предсказать пока сложно, но, по свидетельству медиков, дети от турок рождаются крепкие, здоровые. С турецкой фирмой заключен договор на строительство различных объектов в Анадыре на последующие пять лет, так что можно ожидать, что число новорожденных чукотурок в ближайшее время возрастет.

По данным опросов, местные девочки становятся женщинами в возрасте от 12 до 14 лет, а бывает, и раньше. В интернатах и впрямь "любви все возрасты покорны". Два года назад кто-то догадался в женском общежитии Анадырского педучилища разместить курсантов милицейской школы. Потом пришлось для будущих милиционеров искать другое место - по причине многочисленных абортов у студенток и постоянных драк между курсантами из-за девушек.

Побег "на материк", в другое тысячелетие

Половина выпускников школ желает навсегда уехать с Чукотки. Уехав на учебу в большие города, молодежь не возвращается обратно. И причины этого очевидны.

Только в последнее время жизнь в селах стала несколько меняться. Возводятся новые дома, школы, заработали дизельные электростанции и котельные, в домах вновь появилось электричество и тепло. Но в тундре быт все еще не налажен. Зачастую у пастухов в ярангах даже нет свечей. И приходится им освещать свои жилища, как тысячу лет назад, жирниками. Кого заманишь в такие условия жизни?

Уезжают в центральные районы страны и пенсионеры. Причина - неимоверная дороговизна на Чукотке. Цена овощей и фруктов не опускается ниже 100 руб. за килограмм, мяса и мясных продуктов - 150-180 руб. Только за последний год стоимость коммунальных услуг выросла в четыре раза и стала самой высокой в стране. Отопление одного квадратного метра жилья обходится в 17 руб., стоимость киловатт-часа электроэнергии - в 1,3 руб. Средняя зарплата в Анадыре составляет 7 тыс. руб. в месяц, средняя пенсия - 2 тыс. руб.

Но, переехав "на материк", северяне-пенсионеры, проработавшие на Чукотке не один десяток лет, живут недолго, два-три года, как утверждает статистика. Организм не выдерживает резкой смены климата.

Нынешние молодые чукчи и эскимосы в подавляющем большинстве не знают родного языка. Не знают его и их родители, выросшие в интернатах, а если и знают, то на очень низком уровне. В городах и в селах уже нет языковой среды. В начальных школах сейчас преподается чукотский язык, но, как утверждают учителя, на уровне иностранного. Нет учебников, пособий, литературы. За последние 10 лет, когда Чукотский автономный округ стал самостоятельным, отделившись от Магаданской области, здесь практически не издаются книги на чукотском и эскимосском языках. В былые годы существовало проводное радиовещание, но теперь его нет, и радиопередачи, которые выходят пять раз в неделю на чукотском языке, недоступны в национальных селах.

Всплеск интереса к национальной культуре и языку, который возник в начале 90-х годов, давно сошел на нет. Молодежь не желает учить родной язык, ибо он им в жизни не требуется. Только в тундре, среди оленеводов сохранился язык, там он необходим в общении. Но молодежь, пожившая в поселках, не желает возвращаться в тундру, в быт двухтысячелетней давности.

Анадырь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1135
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1311
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
775
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
625

Другие новости