Жило некогда на просторах северной Руси древнее племя вепсь, давшее затем начало вепсскому народу, отнесенному нынче к разряду "коренных и малочисленных". Предки вепсов исстари занимали удобные торговые пути на север: водный - по реке Свирь и сухопутный - вдоль юго-западного побережья Онежского озера. Потому до появления Мурманской железной дороги места эти были не самые бедные в Олонецкой губернии. Церкви да монастыри здесь строили исключительно каменные, величественные и красивые. С тех пор край заметно обнищал - материально и духовно.
Преданья старины глубокой сохранили память о двух известных вепсских святых, почитаемых всей Русской православной церковью, - валаамском монахе Александре Свирском и его ученике Ионе Яшезерском, основателях знаменитых на всю Россию монастырских обителей, названных их именами. Первая из них сейчас восстанавливается в прежнем блеске в Ленинградской области, вторая заброшена в запустении на юге Карелии, хотя официально признана памятником монументального монастырского зодчества, кстати, следующим по значимости на территории северной республики после Валаама.
"Представляете, в ответе из Министерства культуры Карелии на мое обращение об отношении к гибнущему историческому памятнику эта характеристика была дополнена странным определением "вновь обнаруженный", - говорит иеромонах Досифей, настоятель Спасо-Рождественского храма в селе Шелтозере, называемом столицей вепсского края. - Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь стоит на своем месте уже 440 лет, со времен Ивана Грозного. Но вот местные деятели культуры обнаружили его, оказывается, совсем недавно".
Скорее о нем вспомнили в связи с оживлением интереса к истории православия. В этом году Карелия готовится широко отметить дату 775-летия крещения карел отцом святого благоверного князя Александра Невского Ярославом. Да и православный приход в Вепсской национальной волости воссоздан всего два года назад. Ему еще не возвращены былые церкви, украшавшие прежде здешние деревни: храм в Шокше занят под камнедобывающее предприятие, в Шелтозере - под дом культуры, в соседнем Вехручье белокаменная церковь вовсе пустует, открытая всем ветрам и дождям. Денег на их реконструкцию нет.
Однако в надежде на скорые подвижки к лучшему архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил поручил отцу Досифею одновременно с исполнением пастырского послушания курировать проект по восстановлению Ионо-Яшезерской обители. Пока же сам настоятель обосновался в здании бывшей шелтозерской библиотеки, которое до 1918 года было домом местного священника. На первом этаже там уже устроен уютный храм, главной реликвией коего стала заново написанная по чудом сохранившейся старинной гравюре икона св. Ионы.
Икону восстановили год назад на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге на собранные прихожанами деньги, а привезли из того же Александро-Свирского монастыря, откуда почти полтысячи лет назад вернулся в родные места монах Иона, чтобы основать пустынь на берегу тихого Яшезера, где прежде стояло языческое капище.
Когда мы с группой журналистов в конце сентября добирались до Яшезера, что расположено всего в 17 км от Шокши, считающейся родиной святого, наша "ГАЗель" вынуждена была трижды останавливаться на разбитом лесовозами проселке. А сопровождавший нас монах при этом благостно улыбался да приговаривал: "Дорога паломников никогда не бывает легкой. Вот допустит нас Иона к себе, тогда обязательно доедем". Так и вышло - доехали.
Невысокие стены, сложенные из малинового шокшинского кварцита хоть и сохранились по всему периметру ограды, но буквально разваливаются, подтачиваемые дождями и морозами по щелям прежде прочных цементных швов. Кровли угловых башен и Святых ворот напрочь прогнили и требуют полной замены. Деревянная соборная церковь Благовещения, конечно, утрачена совсем. А в оставшемся под куполом Преображенском храме вовсю крошатся кирпичи.
По преданиям, именно здесь, под фундаментом колокольни, захоронила братия мощи преподобного старца Ионы, почившего в 1629 году в возрасте более ста лет. Долгие годы он жил на Яшезере в полном одиночестве в молитвах, трудах и посте. Потом уж собрались вокруг подвижника другие пустынножители. Утвердив основанием окрепшего монастыря победу православия над язычеством, св. Иона вновь уединился перед кончиной в недальней пещерке. Говорят, перед тем Господь возвестил ему о времени ухода из земной жизни, к чему он еще несколько лет готовил душу свою в добровольном заточении.
То, что мощи святого вепса до сей поры не обретены, вселяет в сердце светлую надежду на возрождение пустыни. Не особо приходится уповать в этом благом деле на возможности скудного республиканского бюджета, хотя глава Карелии Сергей Катанандов пообещал недавно оказать епархии посильную помощь. Но больше восстановлению памятника федерального значения должна бы помочь Москва.
"Мы вовсе не просим у властей строить нам церкви и монастыри, - сказал на встрече с журналистами владыка Мануил. - Мы говорим только о восстановлении охраняемых государством архитектурных памятников, им же в свое время и разоренных. Еще важнее, чтобы идеи возрождения православных святынь нашли отклик в душах людей, объединили их на действенную поддержку богоугодных начинаний. Лежащую сейчас в руинах Ионо-Яшезерскую пустынь тоже надо обязательно восстанавливать. Если на то будет воля Божия и потребность людская..."
Пока возрождение самого близкого к Петрозаводску древнего монастыря остается лишь проектом. Лет через десять восстанавливать там будет уже нечего. Впрочем, похоже, о судьбе своей обители озаботился сам чудотворец Иона. Недавно в адрес епархии пришло сообщение из Финляндии: в одном из православных финских храмов обнаружена старая икона с ликом вепсского святого. До сих пор считалось, что последний образ преподобного сгорел несколько лет назад при пожаре остатков Никольской церкви в Ладве. И вот как раз к 440-летию Яшезерской пустыни ее основатель вдруг напомнил о себе. Что последует за этим добрым знаком?
Петрозаводск