0
678
Газета Регионы России Интернет-версия

06.09.2002 00:00:00

Иван Рыбкин: "Хочу действовать как независимый политик"

Тэги: чечня, рыбкин


- Иван Петрович, скажите, почему вы вышли из "комиссии Ковалева" - Российского общенационального комитета за прекращение войны в Чечне?

- Этот комитет существует около двух лет. Туда входят многие известные люди, у них своя особая позиция. И они меня пригласили на одном из этапов - после моего открытого письма (опубликовано в газете "КоммерсантЪ" 28 июня 2002 года. - Ред.) о том, что надо взаимодействовать. Я согласился. Сказать, что я туда вошел, наверное, сложно. Я вышел, не входя. Когда я написал открытое письмо, поддержка была явная. После того как я встретился с Ахмедом Закаевым в августе в Цюрихе, была заявлена совершенно четкая позиция, что чеченская сторона, которая ведет вооруженное сопротивление федеральной власти, готова на прекращение боевых действий. На основе варианта договора о разграничении полномочий между РФ и ЧР был разработан в декабре 1997 года новый документ. Он стал предметом переговоров в 1998 году, но не совсем устраивает тех людей, которые входят в комитет за прекращение войны в Чечне. И это я с удивлением обнаружил после того, как вернулся с этих переговоров.

Некоторыми членами комитета было инициировано заявление в поддержку моей позиции в переговорах с Закаевым. Многие из членов комитета сочли это заявление в поддержку неуместным. Я сказал тогда, что в принципе в одобрении не особо нуждаюсь, хотя оно было нелишним. Но я хочу действовать как независимый политик. Независимый от чьих либо обязательств, от чьих либо позиций. У меня есть своя позиция, которая мне далась с трудом, которая подсказана горьким опытом всех боевых действий, опытом моего участия в мирном урегулировании в Чеченской Республике и простым человеческим опытом. Я считаю, что в том варианте договора, который основывается на договоре о мирном взаимоотношении между РФ и Чеченской Республикой от 12 мая 1997 года, отражен весь спектр чеченских проблем. Есть очень серьезные основания считать, что это был бы мир на достойных условиях - как для Чеченской Республики, так и для РФ.

- И все-таки почему вы покинули такой авторитетный орган, как "комиссия Ковалева"?

- А в "комиссию Ковалева" я и не входил. Но я взаимодействую со всеми организациями, которые посвящают свои усилия прекращению войны в Чечне и установлению мира. Вот в прекращении войны в Чечне вроде у всех позиция сходится, а дальше мир все видят по-разному. Я его тоже вижу по-своему. Здесь расхождения.

- Какие из них наиболее принципиальные?

- Многие члены комитета готовы согласиться с теми предложениями, которые были высказаны в газете "Файненшл-таймс" 24 августа 2002 года. В рекомендациях газеты было сказано о том, что поскольку Россия говорит о проявлениях международного терроризма на юге в Чечне, то и усилия должны быть международными, многосторонними. Соответственно в Чечню введены многосторонние миротворческие силы с серьезным пакетом гуманитарной помощи. Федеральному Центру от этой помощи надо дать серьезный кусок, для того чтобы он мог вывести свою 100-тысячную группировку из Чечни и обустроить ее в новых местах дислокации. Такой опыт есть у Германии. Такое предложение многие могли поддержать. Но я не совсем согласен с такой позицией, поскольку считаю, что мы имеем дело не столько с международным терроризмом, сколько с сепаратизмом в чистом виде. Люди отстаивают свое право на самоопределение. К тому же в Чечне много прилипло разного жулья. Но абсолютное большинство участников сопротивления - это сепаратисты. И нам удалось удержать ситуацию, предлагая Чечне широкую автономию в составе России.

- И чеченцы на это согласились?

- Согласились. Этот коллективный труд теперь пылится на полках Совета безопасности. Никем не востребован. Я узнавал, кто последним брал в руки этот 50-страничный документ - заместитель секретаря Совета безопасности РФ, бывший министр по делам национальностей Вячеслав Александрович Михайлов. Мы в "Президент-отеле" вели переговоры. Международную комиссию возглавлял Юрий Дерябин, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Финляндии. Вместе с ним работал Чрезвычайный и Полномочный Посол в Дании Николай Успенский. По вопросам единого оборонного пространства переговоры вел генерал-полковник Леонид Майоров, бывший командующий Прибалтийским военным округом и командующий северо-западной группой войск. Единым экономическим пространством занимались Борис Березовский и Николай Михайлов, доктор экономических наук, профессор. Мы вступили в переговоры, но так получилось, что был объявлен перерыв, а 2 марта 1998 года я ушел с поста секретаря Совета безопасности, ушел в правительство, стал заниматься проблематикой Содружества Независимых Государств по просьбе Бориса Николаевича. И все переговоры на этом, к сожалению, заглохли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
749
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
844
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
518
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
614

Другие новости