- Владимир Федорович, сегодня Ростовская область занимает одно из ведущих мест в России по темпам роста промышленного производства, но почему-то уровень зарплаты не соответствует уровню развития региона.
- Действительно, темпы роста промышленности в прошлом году составляли почти 33%. А зарплата, вы удивитесь, росла еще быстрее. Просто был накоплен большой разрыв по сравнению со среднероссийской, поэтому мы только сокращали его. В 1998 году заработная плата в области составляла всего 59% от среднестатистической по стране, в 2000 году - уже 65%. В течение первых 5 месяцев этого года жители Дона зарабатывали в среднем 2763 рубля, а это около 70% от средней зарплаты по России. Впервые у работников бюджетной сферы зарплата достигла величины прожиточного минимума трудоспособного населения и составила 1774 рублей, а в образовании и здравоохранении даже превысила эту планку. Было подписано трехстороннее соглашение между администрацией области, Союзом работодателей и Федерацией профсоюзов на 2002-2004 годы. В нем предусмотрено поэтапное повышение минимального размера оплаты труда в рыночном секторе экономики до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
- Было много разговоров о том, что с пуском атомной станции цены на электроэнергию не будут повышаться, но на деле оказалось иначе. Нужно ли продолжать строительство второго энергоблока Волгодонской АЭС?
- Для населения, проживающего в 30-километровой зоне от Ростовской АЭС, с начала прошлого года тарифы на электроэнергию были снижены наполовину. Сейчас для городского населения 1 квт/ч стоит 40 коп., для сельского - 28. Кроме того, правительством России больше года назад были утверждены основные направления реформирования электроэнергетики страны. Предусмотрены организационные меры, разработка и принятие новой нормативной базы. Если такой документ появится, то за счет покупки и реализации более дешевой энергии по прямым договорам у концерна ''Росэнергоатом'' появится возможность снизить тарифы на электроэнергию для всего населения области. Но окончательное решение этого вопроса возможно только после принятия на федеральном уровне соответствующих документов. Что касается строительства второго энергоблока Волгодонской АЭС, то это нужно делать. С момента расконсервации первого энергоблока станции в 1999 году в бюджеты всех уровней уже поступило 618 миллионов рублей налогов и сборов. За это время на социально-экономическое развитие районов, расположенных рядом с Волгодонской АЭС, концерном ''Росэнергоатом'' выделено 537 миллионов рублей. Помимо солидных налоговых отчислений, это еще и дополнительные рабочие места, а также большой вклад в развитие строительной индустрии Ростовской области. Но мы всегда и везде подчеркиваем приоритетность мер безопасности как при строительстве, так и при эксплуатации атомных объектов.
- Известно ли вам, что в связи с реорганизацией "Ростовугля" в горняцких поселках больше стало безработных и до сих пор не выплачены долги по зарплате?
- Сегодня уже принимаются необходимые меры по погашению текущей задолженности по зарплате. Во вновь созданное в марте этого года ООО "Компания "Ростовуголь" и на вспомогательные предприятия из 22,6 тысячи человек, работавших в прежнем ОАО "Ростовуголь", принято 13,7 тысячи человек. На погашение задолженности по заработной плате из федерального бюджета получено 245,8 миллиона рублей. Это позволило погасить задолженность в полном объеме работникам 5 шахт. Почти 5,5 тысячи горняков из более 11 тыс. были уволены с погашенной задолженностью. В ближайшее время из федерального бюджета на погашение задолженности шахтерам всех 37 предприятий, входивших в состав ликвидируемого ОАО "Ростовуголь", поступит еще 463 миллиона рублей. Что касается безработных, то на сегодня в основном эта проблема решена. И прежде всего благодаря тому, что в шахтерских городах вот уже в течение 5 лет реализуется программа местного развития. Все зарегистрированные безработные шахтеры получают пособие.
- Почему в области сохраняются высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги?
- Это не совсем так. Если сравнить рассчитанные по единой методике экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Ростове и в других городах Юга России, то они мало чем отличаются. Возьмем экономически обоснованный тариф на тепловую энергию. В Ростове его значение - порядка 294 рублей за 1 Гкал, в Ставрополе - 270, в Краснодаре - около 302 рублей. Или тариф на услуги водоснабжения. В Ростове он составляет 4,78 рубля за кубометр, в Ставрополе - 5,05 рубля, в Краснодаре - 4,75 рубля. Разница же в оплате за коммунальные услуги зависит от уровня платежей граждан. Ростовчане платят сегодня 81,6% от экономически обоснованного тарифа, а жители Краснодара или Волгограда - только 50%. Но и они в итоге придут к таким цифрам, ведь одно из условий реформы жилищно-коммунального хозяйства - переход на 100-процентную оплату услуг населением. Понятно, что повышение тарифов вызывает недовольство людей. Именно поэтому мы большое значение придаем реализации программы жилищных субсидий. Сегодня субсидии получают около 17% семей. В нынешнем году на помощь людям, неспособным в полном объеме оплачивать коммунальные услуги, мы планируем направить более полумиллиарда рублей. Улучшится ли качество услуг, если население будет оплачивать их реальную стоимость? Реформа ЖКХ - это ведь не просто ликвидация дотационной отрасли, а прежде всего преобразования в сфере управления коммунальным хозяйством, формирование договорных отношений на всех уровнях предоставления услуг, совершенствование тарифной политики, внедрение альтернативных форм эксплуатации жилищного фонда и энергосберегающих технологий. За годы реформ в городах и районах Дона в целом сложилась система управления коммунальным хозяйством, появились управляющие структуры в лице служб заказчика. Произошло разделение функций владения, управления и подряда. Формируется система договорных отношений при предоставлении услуг. На рынке сегодня работает 440 частных предприятий, которые занимаются вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов, текущим ремонтом жилья, ведением зеленого хозяйства.
- Нужен ли нам закон о земле и что, на ваш взгляд, в этом законе неприемлемо для области?
- Вступление в силу Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволит навести относительный порядок на данном правовом поле. А самое главное - покончит с неконтролируемым "серым" оборотом сельскохозяйственных угодий. Мне понятны опасения людей, которые с недоверием относятся к закону об обороте земель сельхозназначения: как бы он не навредил, как бы не стало после его ввода в действие еще хуже, как уже было с приватизацией. Но надо понимать и другое - если мы не сделаем в земельной реформе шаг вперед, селяне будут по-прежнему жить бедно. Оборот земли будет стимулировать развитие предпринимательства на селе, приток инвестиций в АПК. Закон даст возможность реализовать свои намерения и тому, кто хочет владеть землей и работать на ней, и тому, кто желает сдать в аренду или продать свой пай. Закон урегулировал ряд таких спорных положений, как выделение земельного участка из общедолевой собственности, отчуждение неиспользуемых земель, права иностранных граждан и фирм на использование земель и многое другое. Вопрос же приемлемости или неприемлемости закона конкретно для Ростовской области не стоит, поскольку федеральные нормативные акты имеют одинаковую юридическую силу на всей территории России. Одновременно необходимо отметить, что Донской край имеет свои исторические традиции землепользования, которые будут учтены при подготовке областного закона, регулирующего оборот земель. Законодатели установили 6-месячный срок вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". За это время областное земельное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным.
- Не будете же вы спорить, что из-за несогласованности действий российских и украинских рыбоохранных служб сегодня прямо на глазах гибнет Азовское море?
- Да, Украина ведет агрессивную политику по отношению к ресурсам Азовского моря. Она продолжает вести массовый промысел жаберными сетями. Применение этих орудий лова категорически недопустимо, так как ущерб, причиняемый выловом молоди осетровых, значительно превышает компенсации, которые возможны от разведения Украиной этого вида рыб. В этих условиях действующие российские осетровые рыбоводные заводы и нерестово-вырастные хозяйства по разведению судака, на содержание которых расходуется более 3-5 миллионов долларов ежегодно, фактически превратились в поставщика сырья для украинских браконьеров. Перекрытие Таганрогского залива сетями, выставляемыми на путях миграции производителей, не позволяет поддерживать даже ограниченное воспроизводство этих видов в Азово-Донском районе. Отсутствие реального механизма давления на украинскую сторону приводит к тому, что Киев не принимает во внимание протесты Москвы. В связи с этим претензии России по ключевым вопросам использования и сохранения биологических ресурсов Азовского моря необходимо решать на более высоком уровне.
- Не считаете ли вы, что из-за наплыва незаконных мигрантов в восточных районах области может вспыхнуть межнациональный конфликт?
- Исторически так сложилось, что на Дону в согласии и взаимопонимании проживали представители более 100 национальностей. Привлекательность Донской земли для мигрантов обусловлена не только географическим положением, но и политической стабильностью, экономической устойчивостью, сравнительно высоким жизненным уровнем, благоприятными условиями для предпринимательской деятельности. Поэтому среди регионов Южного федерального округа Ростовская область занимает 3-е место по числу вынужденных мигрантов, уступая лишь Ставрополью и Кубани. Но миграционная обстановка сейчас вполне стабильная и находится под контролем областных ведомств и силовых структур. Однако в прошлом году нам не удалось избежать в нескольких сельских районах незначительных локальных конфликтов, причиной которых явились бытовые ссоры. Во всех ситуациях главы администраций во взаимодействии с правоохранительными органами сумели принять эффективные меры для нормализации обстановки.
Ростов-на-Дону