Руководство Петрозаводска выступает с серьезной критикой в адрес владельцев частных микроавтобусов-маршруток, ставших главной "движущей силой" в городе. Муниципальные транспортники и вовсе поставили вопрос о полной ликвидации частного извоза.
За последние три-четыре года петрозаводчане почти забыли о тех транспортных проблемах, которые нервировали их еще в начале 90-х годов. Тогда в редкие муниципальные автобусы пассажиры в часы пик набивались так плотно, что вход-выход их на остановках был возможен только при общем дружном выдохе. Теперь же и автобусные, и троллейбусные маршруты заметно разгрузились для всякого рода льготников да сократившегося количества владельцев проездных билетов, покупать которые стало просто невыгодно. Серьезную конкуренцию общественному транспорту составили многочисленные частные микроавтобусы, прозванные в народе "микробами".
Более комфортные условия проезда, скоростной режим экспресса, возможность остановок по заявкам клиентов, разнообразие удобных сквозных маршрутов во все концы города без лишних пересадок - все это удовольствие стоит 6 рублей, всего на рубль дороже, чем на муниципальных рейсах.
Поток критики, покатившийся нынешним летом с высокого уровня сменившегося городского руководства на "микробные" маршрутки, с одной стороны, вызван откровенным недовольством шефов троллейбусного управления и пассажирской автоколонны 1126 неравными условиями конкуренции с частниками. С другой стороны,
жесткие претензии к расплодившимся "микробам" выдвинули правоохранительные органы.
Общественный транспорт остается убыточным делом, средств на ремонт и обновление старого парка машин хронически не хватает, лучшие кадры водителей пересаживаются на те же маршрутки, где есть шанс зарабатывать чуть ли не вдвое больше - по 9-10 тыс. руб. в месяц вместо 5-6 тыс. Ведь частники никого бесплатно не возят, получают бесконтрольно большой оборот "живых" денег, а рассчитываются за это лишь покупкой лицензии да невеликим единым налогом на вмененный доход.
Милиции и транспортной инспекции больше досаждает рост связанных с маршрутками криминальных эпизодов и числа нарушений на городских улицах, допускаемых их водителями. Поскольку частный извоз стал весьма прибыльным бизнесом, за контроль над ним началась нешуточная борьба внутри "микробного" клана. Уже были случаи поджога и даже подрыва микроавтобусов гранатами. А иные лихачи-водители в стремлении "зацепить" побольше пассажиров так гоняют свои "соболя" и "газели", что подрезают друг друга на дороге, устраивают пробки и столпотворение на остановках, из-за которых туда не могут подойти неповоротливые "гармошки" и троллейбусы муниципалов. Семерых шоферов маршруток сотрудники ГАИ задержали в этом году нетрезвыми за рулем. Один из них совсем недавно не справился с управлением машины и перевернулся на скорости вместе с пассажирами.
Сами владельцы частных маршрутных компаний уже понимают, что их бизнес требует определенных правил регулирования. Например, Анатолий Клименко, директор фирмы "Автоник", работающей на рынке пассажирских перевозок с 1992 года, считает, что оптимальным для Петрозаводска был бы ежедневный выход в город 250-280 маршруток при условии регулярного появления на муниципальных рейсах 60-80 больших автобусов. Сейчас, по информации ГАИ, вместо 359 микроавтобусов, допущенных на маршруты, на них работает больше 500 машин.
Мэр карельской столицы Виктор Масляков провел ознакомительную встречу с руководителями частных автопредприятий, где заявил, что в условиях рыночной экономики "свобода" и "хаос" - разные понятия. Значит, в обслуживании пассажиров надо наводить разумный порядок. Это поручено сделать созданной в городской администрации рабочей группе. Перед ней поставлена задача не "задавить" частников, а общими усилиями найти взаимно приемлемые формы сотрудничества.
Началась разработка новой маршрутной карты города, приоритет в которой отдается муниципальному транспорту. Владельцам частных маршруток предстоит пройти повторную регистрацию. Допущенные к работе водители
получат специальные маршрутные листы. Количество карточек хотят ограничить утвержденным расписанием движения муниципальных и частных автобусов. Тогда есть надежда, что все незаконно работающие "микробы" будут вычищены с улиц Петрозаводска.
Петрозаводск