Расследование покушения на главного федерального инспектора по Новгородской области Любовь Андрееву (см. "НГ" за 6.06.2002) не дало ощутимых результатов. По мнению самой Андреевой, юриста по образованию, во многом в этом виноваты сами сыщики: следствие ведется не просто пассивно, но и с явными ошибками. Более того, по словам инспектора, сотрудники УВД пытаются "все свести к бытовухе".
"В последние дни я заметила, - говорит Любовь Александровна, - что меня постоянно сопровождают две-три автомашины, фиксирующие все мои контакты в городе. Когда я сказала об этом генералу Александру Богданову, он ответил, что УВД не имеет к этому отношения. В результате же вместо машин с новгородскими номерами за мной стали ездить машины с номерами карельскими..."
Вполне возможно, что преступление и имело бытовой характер: не попасть из охотничьего ружья менее чем с трех метров, утверждают в УВД, можно только "по большой пьяни". Но, с другой стороны, покушавшийся нашел время, чтобы аккуратно перерезать телефонный провод, ведущий в квартиру Андреевой (дом которой, кстати, расположен в элитном квартале города), что как-то не вяжется с банальной "бытовухой".
Теперь, похоже, следствие отрабатывает версию... инсценировки покушения. Ее выдвинул губернатор Михаил Прусак, а местная милиция, наполовину содержащаяся на средства областного бюджета, как говорится, и рада стараться. Михаил Михайлович, надо заметить, в последнее время не стесняется в выражениях в адрес главного федерального инспектора. Причем приводить некоторые из них в газете просто неприлично. В результате милиция взялась за окружение Андреевой, предложив всем пройти "детектор лжи", а Прусак отказал "государеву оку" в предоставлении помещения, хотя это прямое требование указа президента.
Наблюдатели видят причину "войны" в том, что Любовь Андреева не дала заглохнуть делу, возбужденному на многих высокопоставленных чиновников областной администрации (из десятка вице-губернаторов в деле нет только двух фамилий) по фактам злоупотребления служебным положением и присвоения вверенных денежных средств руководителями регионального Фонда социального страхования. К тому же, по имеющимся у "НГ" данным, в последнее время в аппарат федерального инспектора поступило немало информации о других нарушениях законности в регионе. Не случайно на недавней пресс-конференции Любовь Александрова заявила, что в области необходимо создавать свою Счетную палату, независимую от исполнительной власти. Видимо, с расходованием бюджета области не все ладно. Сама же Андреева полагает, что речь идет еще и о губернаторской фронде, а также попытках давления на федеральный Центр.
Самое печальное в истории о том, как поссорились Михаил Михайлович и Любовь Александровна, так это полный паралич взаимоотношений Прусака и Андреевой. Получается, пресловутая вертикаль власти дала трещину. Губернатор спокойно играет свою игру, а главный федеральный инспектор перестала получать информацию даже от тех силовых структур, деятельность которых она "по окладу", как говорится, должна координировать. Еще более странно в данной ситуации ведет себя полпредство в СЗФО. Казалось бы, в такой острой ситуации на поле боя должен появиться сам полпред и погасить конфликт.
Но Виктор Черкесов давно уже "отделывается" от регионов видеоконференциями сразу с 11 регионами округа. В итоге на последней виртуальной встрече с полпредом новгородские журналисты смогли задать только один вопрос о криминогенной ситуации в регионе. Да и то ответ, который они услышали, изобиловал не конкретикой, а общими фразами.
Великий Новгород