Редкий из "залетающих" в Новгород политиков федерального масштаба не упомянет Новгородскую вечевую республику как "предтечу отечественной демократии". А наиболее продвинутые гости даже вспоминают Карамзина с его рассказом о том, как десятки тысяч новгородцев на звук вечевого колокола устремлялись на одноименную площадь. Впрочем, археологи площадь раскопали. И выяснилось, что разместиться на ней (кстати, сидя) могли не более 500 человек. Как раз столько было в городе знати. То есть если какая партия и имела право голоса, то только партия власти. Совсем как в нынешние времена...
В постсоветском периоде жизни древнего города времена партстроительство началось в 1993 г. Тогда в Новгороде прошел учредительный съезд шахраевской "Партии российского единства и согласия" (претендовавшей на роль партии власти), куда тут же вступил Михаил Прусак, а следовательно, и все городские и областные чиновники. ПРЕС, впрочем, вскоре не выдержала давления со стороны конкурентов и почила в бозе, а губернатор менее чем через пару лет стал членом политсовета НДР. Естественно, вместе с Прусаком в "домушники" пере-квалифицировались местные чиновники и бизнесмены.
С "Единством" так дружно не получилось. Подкузьмил в первую очередь сам Михаил Михайлович, заявивший, что "нагулялся по партиям" и желает стать "вечным беспартийным". Для страховки местных "медведей" возглавил лояльный губернатору глава областной Думы Анатолий Бойцев. Чтобы кто-либо "идейно чуждый" не перехватил "Отечество", партию Лужкова отдали в надежные руки местного профбосса Владимира Фишина, а "Всю Россию" в регионе вообще не успели создать.
Из-за этого слияние трех структур, прозванных губернатором "братской могилой", прошло не совсем гладко. Во-первых, не могли найти "Всю Россию", во-вторых, когда ее представил депутат Госдумы Евгений Зеленов, выяснилось, что именно он претендует на кресло председателя политсовета регионального отделения "Единой России". А Евгений Алексеевич вдрызг разругался с местной элитой еще в 1999 г., когда вопреки воле Прусака на выборах в нижнюю палату не только составил конкуренцию другу губернатора Геннадию Бурбулису, но и победил последнего. В итоге утвердить кандидатуру Зеленова местные партийцы смогли только после второго захода, под жесточайшим давлением центрального аппарата партии.
Сам Михаил Прусак в прошлом году неожиданно (забыв об обещаниях не обзаводиться новым партбилетом) возглавил Демократическую партию России. При этом местные партийцы, а это три десятка "штыков", получили офис и увеличили свои ряды в три раза. Причем вопреки ожиданиям местные чиновники и олигархи в "партию Прусака" стройными колоннами не пошли. Зная политическую ситуацию в области, видимо, просто не было команды. Более того, о существовании ДПР в области опять благополучно забыли, а лидер местной организации даже не рискнул баллотироваться в областную Думу.
Надо заметить, что среди 26 областных законодателей сегодня только один партиец - лидер местных коммунистов Валерий Гайдым. Впрочем, несмотря на значительную численность членов КПРФ и регулярный вклад в копилку партии как минимум 20% голосов на парламентских выборов, заметной роли в регионе партия не играет. Как, впрочем, и такие общероссийские партии, как СПС и "ЯБЛОКО".
К тому же и "ЯБЛОКО", и СПС значительно дискредитировали себя неразборчивостью в подборе кадров. На думских выборах "ЯБЛОКО" выдвинуло кандидатом в парламент боровичского бизнесмена с не очень светлой репутацией Александра Костюхина, а СПС поставил на руководство старорусской организацией партии предпринимателя Олега Филиппова, известного скандалом вокруг избиения подростков и убийства одного из них, совершенного работниками охранной фирмы, которую возглавлял г-н Филиппов.
Об остальных партиях речь вести можно только на уровне анекдота. На объединительное собрание, к примеру, регионального отделения РОСДП Михаила Горбачева с коллегами из РПСД Константина Титова, с Аграрной партией Михаила Лапшина, а также с "Духовным наследием" и "Союзом" реалистов удалось собрать только 12 человек. Что, впрочем, не помешало отправить на съезд в Москве аж четверых делегатов. По мнению наблюдателей, партстроительство в регионе во многом тормозится из-за позиции губернатора Прусака. Михаил Михайлович полагает, что многопартийность вредит стабильности в регионе.
А стабильность - это то немногое (за исключением иностранных инвестиций на душу населения, поток которых в последнее время почти иссяк), что действительно можно назвать "успехами демократии в области". Может, именно поэтому Прусак даже своему детищу, то есть Демпартии, в регионе должного внимания не уделяет, значительно больше внимания уделяя сплочению местной элиты. Впрочем, ни тихой, ни особенно стабильность сегодня область назвать трудно. И если раньше здесь изредка отстреливали бизнесменов и криминальных авторитетов, то на прошлой неделе покушение было совершено на главного федерального инспектора по Новгородской области Любовь Андрееву. В 1.45 ночи 31 мая неизвестный преступник стрелял в нее, когда Андреева открыла дверь своей квартиры, из гладкоствольного ружья дробью-"нулевкой" (то есть самого крупного калибра). Если учесть, что выстрел был произведен с расстояния менее трех метров, но чиновница не пострадала, можно сделать вывод, что ее просто "пугали".
Губернатор Михаил Прусак тут же заявил, во-первых, что выплатит сыщикам премии в размере годового содержания за раскрытие данного преступления, во-вторых, что это покушение никак не связано с политическими мотивами. В первую очередь по той просто причине, что Андреева (кстати, она возглавляет "Народную партию", столь же виртуальную в области, как и большинство других) никакого отношения к борьбе с "какой-либо коррупцией" не имела.
При этом надо обратить внимание на некоторые симптоматичные факты "из жизни окружающих". Через несколько часов после неудавшегося покушения Прусак на совещании глав районов, предпринимателей и прочих руководителей Новгородчины о покушении даже не упомянул (!), зато сделал заявление о том, что будет баллотироваться в сентябре будущего года на третий губернаторский срок. Причем сделать это его вынуждает в том числе и инстинкт самосохранения: "Я тоже беспокоюсь за свою судьбу, потому что если сейчас за восемь гусей сажают (губернатор имел в виду охоту его первого зама в заказнике, о чем "НГ" писала 24.05.00. - А.Р.), то что произойдет, если сюда придет человек с больной головой, умеющий только контролировать..."
Непонятно, о какой больной голове говорил губернатор, но особенно на совещании досталось (уже традиционно) правительству, куда Прусак никогда не уйдет, "потому что время для взглядов, которые я исповедую, еще не пришло", и многочисленным федеральным контролерам, в том числе и той же Андреевой, которая в одном из интервью заявила, что у губернатора "замылился глаз и не стоит ему идти на третий срок".
В период президентства Бориса Ельцина Михаил Михайлович относился к ряду неприкасаемых. А сегодня чем больше он оппонирует политике Центра, тем сильнее "ощущает накат". Серьезные проблемы у губернатора и с командой. Вице-губернатор Николай Иваньков попался на поездках на курорт за госсчет. По данным "НГ", в подобных фактах замечены и некоторые другие высокопоставленные чиновники областной администрации. Кстати, именно Андреева не дала погасить скандал, сообщив о нем руководству СЗФО. Замечу также, что до сих пор на взятках и прочих прегрешениях попадались разве что мелкие чиновники уровня глав сельских и поселковых администраций.
Любопытно что будет с командой губернатора, если правоохранительные органы копнут глубже?
Великий Новгород