Генеральный директор Федерального выставочного центра "Нижегородская ярмарка" Владимир Бессараб с формулировкой "по собственному желанию" покинул свой пост, на котором работал 12 лет - со дня основания возрожденной "Нижегородской ярмарки".
По общим оценкам, причиной ухода стали его разногласия с главными акционерами ярмарки - администрациями Нижнего Новгорода и области. Есть, видимо, и еще причина: давний конфликт между Владимиром Бессарабом и Борисом Немцовым в бытность его нижегородским губернатором.
Возрожденная "Нижегородская ярмарка" задумывалась как витрина рыночных преобразований всего Поволжского региона. Но постепенно она превращалась и в мощный инструмент политического влияния. Начиная с 1993 года "Нижегородскую ярмарку" дважды посещал президент России Борис Ельцин, здесь бывали виднейшие политики страны и мира. Здесь же Бориса Ельцина впервые познакомили с главой нижегородского социально-коммерческого банка Сергеем Кириенко, и, как показали дальнейшие события, президент РФ не забыл ярмарочное рандеву, назначив Кириенко премьером в 1998 году. В марте 2000 года за несколько дней до выборов президента России на ярмарке побывал тогдашний и.о. президента Владимир Путин.
Долгое время "Нижегородская ярмарка" ассоциировалась с двумя людьми - Борисом Немцовым и Владимиром Бессарабом. В гости к любимцу президента Ельцина стремился весь политический бомонд (кстати, именно на "Нижегородской ярмарке" Ельцин впервые назвал Немцова своим преемником на посту президента РФ), а встречал гостей всегда один и тот же человек - Владимир Бессараб.
Но вдруг на собрании акционеров по итогам 1995 года Борис Немцов впервые отказался подписывать итоги аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ВАО "Нижегородская ярмарка". Обращаясь к тогдашнему мэру Нижнего Ивану Склярову, Немцов произнес в присутствии прессы: "Ты, Иван Петрович, как хочешь, а я эту филькину грамоту подписывать не буду!" Что доподлинно произошло тогда между губернатором и директором ярмарки, история умалчивает. Однако вскоре в прессе появились публикации, в которых сообщалось, что Немцов вместе с Бессарабом пытался заложить имущество "Нижегородской ярмарки" в качестве банковского залога. И в конечном итоге расплачиваться пришлось якобы одному из акционеров ярмарки - областной типографии "Нижполиграф". В этой истории слишком много неясного, чтобы утверждать, кто прав, а кто виноват. Однако именно с середины 90-х годов между Немцовым и Бессарабом пробежала черная кошка. Борис Ефимович при каждом удобном случае начал высказывать сомнения в эффективности менеджмента, обвиняя команду Бессараба в низкой отдаче средств, вложенных в ярмарку.
Действительно, годы шли, а дивиденды по акциям АО "Нижегородская ярмарка" либо не выплачивались вообще, либо составляли символическую сумму. При этом имидж АО был как никогда высок и в регионе, и в России. Может быть, поэтому, когда в здании Главного ярмарочного дома стал принимать ваучеры чековый инвестиционный фонд "Нижегородская ярмарка", нижегородцы дружно понесли туда свои приватизационные чеки. Увы, это детище нынешнего председателя бюджетного комитета Совета Федерации Евгения Бушмина (а в середине 90-х успешного игрока на региональном фондовом рынке) если и не обернулось финансовой пирамидой в чистом виде, то и особого материального достатка акционерам самого крупного в Нижнем чекового инвестиционного фонда не принесло.
В 1997 году в Нижнем Новгороде всерьез заговорили об уходе Владимира Бессараба, но тут Борис Немцов назначается первым вице-премьером российского правительства. Сменивший его на губернаторском посту Иван Скляров, понимая высокий потенциал "Нижегородской ярмарки" как имиджевой площадки для любого политика, фактически закрывает глаза на ее экономические показатели. Немцов не бросает ярмарку на произвол судьбы, но и особых привилегий она тоже не получает (позднее Бессараб заметит по этому поводу: "Когда Немцов работал в правительстве, выделить ярмарку ему было непросто, чтобы не обвинили в землячестве").
Августовский дефолт 1998 года осложнил как экономическую деятельность ярмарки, так и отношения сторон. В Нижнем, похоже, обиделись: как же "наши" люди, находясь на вершине власти, не предупредили "своих" о готовящемся дефолте? Сегодня докризисный уровень работы ярмарки перекрыт в два раза. Тем не менее после дефолта на выставки в Нижний практически перестали ездить иностранные партнеры.
В июле 2001 года новым нижегородским губернатором неожиданно для многих стал бывший министр в правительстве Евгения Примакова, член КПРФ Геннадий Ходырев. Он свое губернаторство начал с критики руководства ярмарки, в итоге в январе 2002 года Владимир Бессараб был выведен из совета директоров ВАО "Нижегородская ярмарка", хотя и остался исполнительным директором. Снять его с этой должности можно было только с согласия областного Законодательного собрания, где гендиректор депутатствовал два созыва. В третий раз получить депутатский мандат не удалось - на выборах 31 марта Бессараб теряет неприкосновенность. Вскоре он подал заявление об уходе.
Как сообщил первый заместитель нижегородского губернатора Юрий Сентюрин, мотивы ухода генерального директора сформировались за последние полгода. Сейчас силами специалистов областного Минимущества проводится аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности "Нижегородской ярмарки" за последние несколько лет. В областной администрации уже располагают сведениями о выводе активов АО "Нижегородская ярмарка" в дочерние фирмы и намерены, если нужно, "вытащить" оттуда областную собственность.
Сейчас обязанности генерального директора исполняет бывший чиновник обладминистрации Валерий Барулин, но уже в июне на годовом собрании акционеров этот пост может занять другой человек. В команде губернатора признают, что равноценной замены Владимиру Бессарабу пока не находится. Нет и четкой концепции развития ярмарки, а лишь, как признал Юрий Сентюрин, набор прописных истин о том, что регион должен стать, как встарь, одним из крупнейших выставочных центров Европы. И если с уходом в Москву Немцова Нижний потерял имидж "полигона реформ", то с уходом Владимира Бессараба "Нижегородская ярмарка" легко может превратиться в заурядный базар с табличкой "Федеральный выставочный центр" и воспоминаниями о былой славе.
Нижний Новгород