0
633
Газета Регионы России Интернет-версия

09.04.2002 00:00:00

Хочешь жить - не спорь с Минфином

Тэги: нижний новгород, минфин


В конце марта в Нижнем Новгороде состоялось совещание по вопросам межбюджетных отношений с участием глав администраций регионов, входящих в Приволжский федеральный округ. Там было подтверждено, что Нижегородская область пока остается проблемным регионом, но имеет все шансы перестать быть таковым, если руководство региона будет строго выполнять условия соглашения с Минфином по выплате повышенной заработной платы бюджетникам.

Выяснилось, что на территории округа существуют субъекты Федерации, которые не испытывают проблем с выплатой зарплаты, поскольку получили от Федерации необходимые средства без всяких соглашений с Минфином. Председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин подтвердил, что сбалансированность федерального бюджета на текущий год имеет достаточно высокую цену, а именно фактически полное разрушение бюджетов региональных. Первый заместитель министра финансов России Алексей Улюкаев сообщил, что правительство будет помогать отдельным регионам, но на определенных условиях, как, например, это произошло с Нижегородской областью.

В феврале 2002 года власти Нижегородской области подписали довольно странное соглашение с Министерством финансов России, которое и та и другая сторона уже окрестили "единственным в своем роде". Если опустить эвфемизмы протокола, придется констатировать: регион признан банкротом и фактически поступает под тотальный финансовый контроль Центра. Каждая бюджетная копейка, потраченная губернатором, теперь будет рассматриваться через толстую лупу Минфина. Шаг вправо, шаг влево - лишение федеральных дотаций. Прыжок на месте - политическая провокация. Почему и зачем пошел на это губернатор Геннадий Ходырев?

Впервые идея банкротства регионов была озвучена полпредом президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко в октябре 2000 года на встрече с Владимиром Путиным. Уже тогда подчеркивалось, что процедура банкротства субъектов Федерации не должна предусматривать смещение избранного губернатора. Важнейшие финансовые вопросы в регионе-должнике передавались бы в ведение некоего антикризисного управляющего, назначаемого президентом. Полтора года назад идея показалась диковатой. Характерно, что больше всех возмущался тогдашний губернатор Нижегородской области Иван Скляров, отлично понимавший, на ком в первую очередь будет опробован очередной нижегородский эксперимент.

- Мы что, кризисный регион? - возмущался Иван Скляров на страницах газет и в эфире. - Если Сергею Владиленовичу надо где-то в округе внедрить антикризисных управляющих - пусть внедряет. Мне кажется, в этом шаге больше политической окраски. Руководитель области избирается населением. Разве можно так, наобум взять и ввести в области внешнего управляющего? Это сразу бьет по авторитету, по рейтинговым оценкам региона, по привлечению инвестиций. Кроме того, конституционной основы для таких решений нет.

Тогда дальше разговоров дело не пошло, тем более что нижегородский губернатор и приволжский полпред вскоре договорились о совместных действиях во время следующих выборов губернатора. Однако в июле 2001 года первым лицом региона стал не Скляров, согласный на урезание своих властных полномочий, а соскучившийся по реальной власти, а потому вдвойне непримиримый Ходырев. В одном из первых своих интервью после избрания он произнес фразу, сразу расставившую все точки над "i": "Предполагают, что представитель президента станет управлять областью. А почему кто-то считает, что Ходырев это позволит? В няньках я не нуждаюсь".

Однако дальнейшие события показали, что нежеланную для губернатора няньку федеральный Центр ему все равно подсунет. Или даже так: няньку ему все равно придется нанимать в столице нашей родины, поскольку существует реальная опасность оставить дитя-регион голодным и холодным. Первую "черную метку" губернатору Ходыреву прислал глава "Нижновэнерго", потребовав расплатиться за многолетние долги областных властей энергетикам. Разгоревшийся было конфликт удалось погасить, заключив соглашение о рассрочке долга с РАО "ЕЭС России". Но тут последовал новый удар - уже с самого верха. Правительство России приняло решение повысить зарплату бюджетникам почти в два раза, однако выполнение "царского указа" милостиво возложило на местные власти. Когда в ноябре 2001 года обсуждался проект бюджета Нижегородской области, министр финансов Вадим Соболев вынужден был констатировать прискорбный факт. А именно: чтобы исполнить постановление правительства РФ, почти две трети доходов областного бюджета нужно направить в бюджетную сферу на выплату заработной платы. Перед властями возникла реальная финансовая альтернатива, которую губернатор Геннадий Ходырев обозначил предельно конкретно: "Мы ежедневно перед выбором: учить, лечить, строить или выплатить зарплату бюджетникам, но оказаться в буквальном смысле в дерьме!"

Поначалу губернатор склонялся к первому варианту, справедливо полагая, что недостающие 3 млрд. руб. на зарплату государство выделит без разговоров. Но не тут-то было. В Москве посоветовали тщательнее поскрести по сусекам, активнее собирать налоги на территории области и быстрее продавать оставшуюся государственную собственность.

Как и в большинстве регионов страны, ситуация зашла в тупик. Губернатор зачастил в Москву, где ему четко обрисовали картину: деньги будут только в обмен на прозрачность областного бюджета перед Минфином. Ходыреву пришлось пойти на урезание собственных властных полномочий, заключив "единственное в своем роде" соглашение с Министерством финансов РФ. Согласно этому документу регион вправе рассчитывать на безвозмездную финансовую помощь Центра лишь в том случае, если будет направлять на выплату заработной платы бюджетникам не менее половины доходной части областного бюджета. Взамен Федерация милостиво "отстегивает" ежемесячную ссуду. В феврале Нижегородская область получила 50 млн. руб., тогда как для полного счастья нужно как минимум 1 млрд. руб. Дадут или не дадут, а если дадут, то когда? - эти вопросы волнуют прежде всего региональные власти, но никак не правительство РФ. Ведь таким образом достигается главная цель: финансовая зависимость субъектов Федерации от расположения верховной власти.

Губернатор Геннадий Ходырев в этой связи справедливо заметил, что все последние годы происходило постоянное снижение доли доходов областного бюджета в пользу бюджета федерального (сейчас это соотношение 54 на 46% в пользу Центра.)

- Ежегодные потери областного бюджета из-за несправедливого перераспределения доходов в пользу Федерации составляют 3-4 миллиардов рублей, - сокрушается губернатор. - Благодаря неустойчивому финансовому балансу Нижегородская область не дотягивает даже до средних российских стандартов. При этом власть на местах не заинтересована в увеличении доходов, потому что большую часть все равно уводит федеральный Центр.

Геннадий Ходырев скорее всего не преувеличивает реально бедственного положения региона, а пытается развеять иллюзии чиновников из Минфина. Те зачастую руководствуются устаревшими расчетами, согласно которым, например, Горьковский автомобильный завод обеспечивает не менее четверти доходной части областного бюджета. Сегодня эти цифры так же далеки от действительности, как столица от регионов.

Внешний долг Нижегородской области сегодня превышает 5 млрд. руб. Далеко не в каждом районе области соблюдается принцип минимальной бюджетной обеспеченности на душу населения, жилищно-коммунальное хозяйство крайне изношено и съедает четвертую часть бюджета, практически не строится социальное жилье. Значительная часть населения области находится за чертой бедности.

Но, как говорит сам губернатор, Москва слезам не верит, даже если у региона существует опасность упасть еще ниже (сейчас, например, некогда промышленно развитый субъект Федерации занимает лишь 70-е место в России). А потому Геннадий Ходырев внес в областное Законодательное собрание проект изменений в уже утвержденный бюджет области на 2002 год, направив-таки большую часть доходов на выплату зарплаты бюджетникам. В ответ областные власти ждут благосклонности от Министерства финансов РФ. По словам областного министра финансов Вадима Соболева, невозможно сказать определенно, сколько денег в итоге получит Нижегородская область. Остается одно - ждать. Между тем долги самого Минфина РФ нижегородским предприятиям ВПК за уже выполненный оборонный заказ превышают 300 млн. руб.

Один из некогда ведущих регионов России сегодня находится на коротком финансовом поводке у федерального Центра. Область официально не признают банкротом, но фактически механизм банкротства (или финансового оздоровления, кому что нравится) тем не менее уже запущен. Уже заявлено, что вслед за Нижегородской областью подобные соглашения от лица Минфина будут заключены с другими российскими регионами. Деньги дадут только наиболее лояльным федеральной власти главам субъектов Федерации.

Нижний Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2070
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1328
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
986
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1296

Другие новости