0
1086
Газета Регионы России Интернет-версия

06.04.2002 00:00:00

Пишется "суверенитет", а читается "нефть"

Тэги: конституция, татарстан, ресурсы, недра


Четыре дня народные депутаты Татарстана редактировали предложенные поправки в проект закона "О внесении дополнений и изменений в Конституцию РТ", заранее зная, что делают не то, чего от них ждут в Москве и Нижнем Новгороде. В итоге общими усилиями все-таки одолели второе чтение. Но если будет нужно, через пару недель вновь вернутся все к тому же второму чтению и сделают то, чего от них ждут в Москве и Нижнем Новгороде. При этом каждая из сторон знает, что она делает и зачем она это делает.

Еще 4 марта с.г. из правового управления администрации президента Путина пришло в Казань заключение на проект нового варианта Конституции РТ. Следом пришло аналогичное заключение из Нижнего Новгорода от полпреда Кириенко. Прокурор республики Кафиль Амиров подготовил свое заключение и даже обозначил наиболее спорные статьи проекта. Все это скрыли - и не только от общественности, на суд которой был вынесен новый вариант Конституции РТ, но и от депутатов. Они тоже были лишены возможности загодя ознакомиться с документами: из опасения, что эти документы через депутатов станут достоянием гласности. И тогда многонациональный народ Татарстана поймет, что он все еще живет в соседнем с Россией государстве.

В новой редакции Конституции РТ Татарстан уже не является субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией, но и не входит в состав Российской Федерации. Выступая как ее полноправный субъект, Татарстан всего лишь объединен с Россией на основе Конституций РФ и РТ, а также Договора о разграничении и взаимном делегировании полномочий. "Вместе с тем, - говорит Шаймиев в своем ежегодном послании Госсовету РТ, - мы закрепили суверенный статус республики, что означает всю полноту государственной власти в рамках своей компетенции".

Москва же настаивает "во исполнение указа президента РФ от 10 августа 2000 года # 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ" в целях обеспечения верховенства Конституции РФ, федеральных законов Российской Федерации" на том, что "проект закона в данной редакции принят быть не может", ибо "Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета - источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ". Эти выводы подтвердил и Конституционный суд РФ в определении от 27.06.2000 г. за # 92-0.

Настаивая на суверенитете и всей полноте государственной власти в рамках компетенции республики, выстраивая проект закона на Большом договоре между Москвой и Казанью о разграничении и взаимном делегировании полномочий, руководители Татарстана прежде всего озабочены тем, чтобы "земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир" (статья 13 проекта закона) оставались по-прежнему собственностью народа Республики Татарстан. Однако "вопросы собственности на землю и другие природные ресурсы в Российской Федерации, порядка ее разграничения и регулирования исследовались Конституционным судом РФ (постановление от 9 января 1998 года и от 7 июня 2000 года)", - сообщает правовое управление администрации российского президента, - который "выразил следующую правовую позицию: <...> субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности и природных ресурсов, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации".

Москва добивается, чтобы по всей России одинаково действовали федеральные законы, в том числе и по вопросам владения, создавая равные условия для бизнеса. А местные власти тянут время, поскольку не определились до конца с основным своим богатством - нефтью. Вернее, с той ее частью, которая нынче принадлежит государству. Чьей частной собственностью она станет? Как только решится этот вопрос, так сразу же Основной закон РТ будет приведен в соответствие. Ни о суверенитете, ни о Договоре о разграничении и взаимном делегировании полномочий никто и не вспомнит и уж тем более не будет настаивать на их реализации, поскольку и суверенитет, и договор были востребованы тогда, когда революционная ситуация в стране в начале девяностых поставила вопрос о разделе союзной собственности. Сейчас уже все поделили, и речь только о персоналиях и гарантиях. Таких же, которые получил президент Ельцин от своего преемника Путина. Или почти таких.

А пока народные избранники, как и планировали, почти единогласно приняли проект закона во втором чтении. Против проголосовал лишь единственный во всем татарском парламенте депутат от демократической оппозиции Александр Штанин, объяснив коллегам, что проект в нынешнем его виде по двадцати позициям, представленным республиканским прокурором Кафилем Амировым, противоречит федеральному законодательству. Его не услышали, договорившись собраться через две недели, чтобы окончательно принять закон. Но прежде, надо полагать, прокурор Амиров опротестует этот проект закона в суде.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
578
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости