- Сергей Семенович, насколько успешно идет в Иркутской области процесс устранения противоречий между федеральным и региональным законодательством?
- Процесс этот проведен достаточно успешно, но говорить о том, что он закончен, не приходится. У нас имеется ряд моментов, которые требуют дополнительного согласования, поскольку область не может поступиться своими интересами. Не сняты, например, претензии к трехстороннему договору между федеральным Центром, Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Нам даже был прислан проект решения, согласно которому договор аннулируется. Но на основе этого договора заключены соглашения между правительством РФ и областными структурами. В том числе договор об электроэнергетике. Свои предложения по этому вопросу мы отправили в Москву, а значит, предстоит дальнейшая работа.
- В последнее время идет много разговоров о разграничении полномочий между Центром, регионами и муниципалитетами┘
- В Иркутской области, я считаю, первый этап пройден. Вопиющие расхождения в основном устранены. Наша позиция заключается в том, чтобы разделение полномочий было оптимальным, в полном соответствии с Конституцией. У кого больше прав, у того и обязанностей должно быть больше. Взять те же бюджетные отношения. Сейчас они выстроены не в пользу регионов.
- Принятие каких законов считаете приоритетными для Иркутской области?
- На ближайшей сессии Законодательного собрания планируем принять закон о схеме управления областью. Нужен закон о структуре областной администрации, чтобы завершить реорганизацию аппарата, повысить управляемость, эффективность работы. Я, например, вообще предлагаю ликвидировать аппарат администрации и создать управление делами. В прежнем виде аппарат областной администрации, как, наверное, и в других областях, представлял из себя настоящий винегрет. Я имею в виду набор функций. Пора разработать и закон, пусть и рамочный, об участии граждан в обеспечении правопорядка.
- Только ли на помощь местных законотворцев рассчитываете?
- Как вы знаете, представителем исполнительной власти в Совете Федерации назначен президент Фонда стратегических разработок Дмитрий Мезенцев. К созданию важных и значимых программ будем привлекать и их потенциал. Разговор на эту тему с Дмитрием Федоровичем уже был, понимание найдено.
- А как вы намерены строить отношения с областным парламентом?
- В последние месяцы они имеют конструктивный характер. По моему предложению введен институт полномочного представителя областной администрации в Законодательном собрании. Ведь нельзя работать с депутатами от сессии до сессии. Есть проблемы с некоторыми депутатами Государственной Думы, которые по политическим мотивам иной раз вставляют палки в колеса. Простой пример: депутаты от Иркутской области Виталий Шуба и Константин Зайцев заявляют, что в области достаточно собственных средств для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. По большому счету это голословные, как представляется, утверждения, без основательного анализа возможностей. Но на такие утверждения порой и ссылаются в Минфине, где наши представители совместно с депутатами Законодательного собрания доказывают обратное. Мы понимаем, что скоро выборы, а на критике действий региональных властей у нас, что называется, по традиции привыкли получать очки.
- Сейчас в муниципальных образованиях Иркутской области набирает обороты избирательная кампания┘
- Да, правоохранительные органы будут отслеживать чистоту этих выборов, бороться с "черными" технологиями. В каждом муниципалитете уже созданы комиссии из представителей прокуратуры, милиции, других спецслужб. У администрации области, конечно же, есть интерес к местным выборам. Он заключается в том, чтобы в городах и районах к власти пришли честные, подготовленные управленцы, настоящие профессионалы.
- Как вы относитесь к тому, что отдельные политики предлагают назначать губернаторов, а членов Совета Федерации, наоборот, избирать?
- Я против назначения губернаторов. Высшее должностное лицо в регионе без поддержки населения много потеряет, как, впрочем, и само население. Что же касается выборов сенаторов, то я за такое предложение. Депутатов Госдумы мы почему-то выбираем, а представителей второй палаты почему-то назначаем. Не будем забывать: любой назначенец связан с теми структурами или лицами, которые его выдвинули - будь то губернатор или президент. Но самое главное: от этого процесса отчуждается население. Так к демократии ли мы стремимся? Лично я считаю, что уже следующий состав Совета Федерации будет выборным.
Иркутск