Вчера исполнилось полгода инициативе президента РФ Владимира Путина по чеченскому урегулированию. Напомним, что 24 сентября прошлого года, выражая отношение России к ситуации в мире после терактов в США, глава государства предложил участникам незаконных вооруженных формирований и тем, кто называет себя политическими деятелями, немедленно прекратить все контакты с международными террористами и их организациями, выйти на представителей федеральных органов власти для обсуждения вопросов о порядке разоружения и включения в мирную жизнь.
За минувшие полгода в мире произошли значительные изменения. Но далеко не правы те, кто думает, что в Чечне за это время ничего не изменилось. Это не так. В воюющей республике погибло еще больше людей - мирных жителей, военнослужащих, милиционеров, чиновников. Кроме того, появились первые тревожные сообщения о том, что боевики, никогда не сорящие деньгами, начали выплачивать жителям Чечни компенсации за зачистки. Это серьезные изменения, а в остальном все действительно осталось по-прежнему. Только убивать, может быть, стали чаще да зачистки проводить активнее.
Кстати, заметная активизация федеральных частей произошла именно после заявления Путина от 24 сентября. Военным и спецслужбам за это время удалось уничтожить многих действительно влиятельных боевиков. Но жертв вооруженных столкновений и зачисток среди мирных жителей, как и два с половиной года назад, когда начиналась вторая чеченская кампания, никто не считал. То заявление Путина многие расценили как ультиматум. Но окружение Аслана Масхадова и военное командование все правильно поняли. А именно - президент РФ пригласил чеченских сепаратистов к переговорам, естественно, по обозначенным им темам. Аслан Масхадов откликнулся согласием. Военные же осознали, что если Путин и выдвинул ультиматум, то только в их адрес, поскольку переговоров они боятся больше всего, а довести контртеррористическую операцию до "логического конца" почему-то не могут, но неизменно обещают. Вот и сейчас, спустя полгода, глава ФСБ Николай Патрушев обнадежил всех тем, что действия правоохранительных органов по поиску и поимке главарей бандформирований в Чечне продолжаются, работа идет и результаты есть.
Сюжет же с переговорами оказался удивительно скучным. Долгие и нудные телефонные согласования между полпредом президента РФ в ЮФО Виктором Казанцевым и представителем Масхадова Ахмедом Закаевым, быстротечная и бессмысленная встреча в "Шереметьево-2" - и все. Сейчас Казанцев уже "не видит смысла в дальнейших контактах с Закаевым", поскольку он - "не та фигура, с которой можно вести переговоры на тему мирного обустройства Чечни", и "не в состоянии влиять на ситуацию в республике". Таков результат выполнения Казанцевым поручения главы государства.
Но одним из главных результатов инициативы Путина стало признание (кстати, не без участия Казанцева) Масхадова международным сообществом. Если раньше ведущие государства мира и различные организации осознавали определенную щекотливость в выражении своего отношения к Масхадову, то после 24 сентября они дружно одобрили инициативу Путина и не понимали, почему в Москве вызывает раздражение прием чеченских представителей в различных странах и на различных уровнях. А таких встреч в последнее время было более чем достаточно, что позволило масхадовским информструктурам заявить о блестящих успехах "чеченской дипломатии". Ахмед Закаев и Ильяс Ахмадов записали на свой счет приемы руководством ПАСЕ в Страсбурге, дипломатами США и Великобритании, обвинителем Международного трибунала для бывшей Югославии Карлой дель Понте, а также участие в различных международных мероприятиях, в том числе в Италии и Турции. В итоге, что бы ни говорили российские представители о "дутой легитимности Масхадова", для Европы он, и это закреплено в резолюции ПАСЕ, - последний избранный президент Чечни. Добавим, во многом благодаря той же инициативе Путина. Вот и в ходе поездки в Москву на днях докладчик ПАСЕ по Чечне лорд Фрэнк Джадд вновь заявил, что политическое урегулирование невозможно без участия в этом процессе Аслана Масхадова, представляющего "существенную политическую реальность".
Но если Путин полгода назад и не имел в виду переговоры с Масхадовым в чистом виде и уж точно не подразумевал обсуждение с ним политических вопросов, то добиться выхода из кризиса путем политического урегулирования намеревался наверняка. Глава государства понимает под этим именно то, что он сказал, - разоружение и включение в мирную жизнь. Конечно, для всех очевидно, что никакой очереди у пунктов сдачи оружия не будет, но включение воюющих чеченцев в мирную жизнь и есть основа политического урегулирования. Ни одного из таких вариантов Казанцев предложить не смог, на всякий случай обвинив Закаева в том, что тот не в состоянии влиять на ситуацию. Но спрашивается, что можно ждать от представителя Масхадова, бегающего, в понимании федеральных властей, по горам да прячущегося в пещерах, если на ситуацию не может влиять даже полпред президента огромного государства.
Таким образом, ситуация зашла в тупик, а ее безысходность привела к поискам нетрадиционного выхода. Если Кремль или по крайней мере его представители сами не могут ничего придумать, то за них это готовы сделать предприимчивые граждане страны. И вот за лучший проект государственного (!) решения о порядке разоружения незаконных вооруженных формирований объявлена денежная премия. Чеченцы во главе с предпринимателем Маликом Сайдуллаевым готовы заплатить автору лучшей идеи 100 тыс. евро. Можно ли себе представить, чтобы какому-нибудь Биллу Гейтсу пришло бы в голову отвалить самому смышленому соотечественнику кругленькую сумму за совет Джорджу Бушу, как тому ловить бен Ладена? Но то у них, а в России сейчас время такое, что все возможно. Выходит, что Казанцев, с которого никто не снимал полномочия на контакты с боевиками, и его дальновидные помощники могут не только вывести свою родину из состояния войны, но еще и разбогатеть на 100 тыс. евро.
Однако политическое урегулирование - это не только разоружение и включение в мирную жизнь, но еще и построение этой самой мирной жизни. Но и здесь впору объявлять денежное вознаграждение, потому как количество плодящихся планов, проектов и всевозможных структур само по себе заводит этот процесс в тот же тупик. Предлагают то провести выборы как можно скорее, то не проводить их до "нормализации" ситуации. А если и проводить выборы, то то ли парламента, то ли президента. Референдум по Конституции Чечни вроде бы нужен, а вроде и рано. Да и какой должна быть эта Конституция: для парламентской или президентской республики?
Полгода назад актуальным было разоружение и демилитаризация Чечни. Сейчас актуальность этой проблемы не снизилась, но в Кремле, видимо, уже готовятся и к проведению выборов. Первые признаки этого появились еще в начале этого года, когда представители российского руководства ни с того ни с сего дружно опровергли возможность проведения выборов, положив таким образом начало к их подготовке. Совсем недавно эта идея уже была превалирующей на прошедшем в Президент-отеле круглом столе, организованном явно не без поддержки Кремля. Причем выборы предлагается провести срочно, то есть еще до выборов в Госдуму в следующем году, и начать с органов местного самоуправления, не избиравшихся в Чечне аж с 1989 года.
Конечно, от всенародно избранных местных руководителей уже нельзя было бы отмахнуться, как от нынешних, как их называют, ставленников Москвы. А сам этот процесс и мог бы стать частью урегулирования. Но пока слишком много препятствий стоит на этом пути. Одно и самое главное из них - продолжающаяся война. Другое - отсутствие правовой базы. Что касается последнего, то сторонники скорейшего проведения выборов напоминают, что в 1993 году не то что в Чечне, а во всей России выборы были проведены в отсутствие "аннулированной" Конституции простым указом президента. Что, дескать, мешает издать аналогичный указ лишь для одного субъекта РФ? В конце концов чеченский народ остается лишенным своего основополагающего и неотъемлемого права - права на выбор.
Но в этом случае ясно, что неразоружившиеся и бегающие по горам "легитимные власти" не согласятся ни с какими результатами выборов. Здесь-то Москва и сможет использовать поддержку международного сообщества, перед которым она якобы проиграла по всем статьям в чеченском вопросе. На самом деле та же ПАСЕ назвала Масхадова "последним избранным", но не законным, легитимным или действующим и вообще ни разу не назвала по имени, заменив его на "мистера", а переговоры с ним - только лишь частью широкого политического процесса. Симпатии Европы и США к Масхадову явно преувеличены - здесь помнят, что в одном окопе (пещере) с ним находятся бесспорные международные террористы, никто никуда его приглашать не собирается, а все контакты с его представителями осуществлены либо давними недоброжелателями России, либо по их инициативе. Поэтому Европе придется согласиться с любым политическим решением Москвы, принятым под ее контролем и с ее участием. А таким решением и могут стать выборы. Как поступит Масхадов в этом случае? И здесь все очевидно - он прервет любые контакты с ПАСЕ, как он и поступил практически одновременно с инициативой Путина полугодичной давности.
Так что же мы имеем в сухом остатке? За полгода инициатива главы государства не нашла своей реализации, за два с половиной года война не приблизилась к своему завершению, а население страны одновременно и привыкло, и устало от нее. Тем не менее опросы общественного мнения показывают, что количество россиян, поддерживающих действия федеральных сил в Чечне, конечно, уменьшается, но незначительно. Значит, есть еще потенциал для испытания народа "на прочность".