Вопрос "пить или не пить?" на Руси никогда не стоял. А вот что употреблять "для души" - это в последнее время действительно стало проблемой. Понятно, что не виноградные или плодовые вина, а также шампанское, ибо затраты на один грамм алкоголя при покупке этих напитков населением в розничной торговле более чем в пять раз превышают расходы на приобретение водки или ликероводочных изделий. К тому же "не шибает". По этой причине отметаем и дорогостоящий коньяк. Остается, разумеется, водка. Благо, что ее хватает. По данным экспертов, годовой оборот водочной продукции составляет в России более 300 млн. декалитров (декалитр - это ящик поллитровок), из которых 150 млн. находятся в теневом обороте.
Новгородская область как в "брежние", так и в нынешние времена стабильно выпивала 1,2 млн. декалитров водки. При этом практически единственный на Новгородчине ликероводочный завод "Алкон" в лучшем случае реализует землякам 400 тыс. декалитров водки, то есть треть от потребностей новгородцев. Если учесть, что поступления из других регионов перекрыты за счет акцизных складов и административных мер, а пьяных на улицах городов и в деревнях меньше не стало, возникает вопрос: "А что пьет народ?"
По мнению генерального директора ОАО "Алкон" Юрия Бобрышева, 20% оставшегося сегмента рынка занимает самогон, а все остальное приходится на долю фальсифицированной водки. Естественно, областной бюджет, и без того невеликий, несет ощутимые убытки.
В свое время Бобрышев, являющийся еще и председателем совета директоров концерна "РосАлко", не раз предлагал снизить акцизы для так называемой "Народной" водки, которая стоила бы в магазинах не дороже 25 руб. и тем самым составила бы конкуренцию самогону и паленой водке. Последний раз эта мысль прозвучала из его уст на закрытом заседании коллегии Минэкономики, Минфина и МНС. Но Герман Греф, согласившись с разумностью данной идеи, заметил: "Нас не поймут". Кто не поймет, Юрий Бобрышев так и не понял.
Кстати, в самом Новгороде летом уже провели эксперимент с дешевой водкой. Тогда областная администрация вынудила "Алкон" выпустить два сорта - "Русская" и "Народная" - по такой цене, чтобы в магазинах ею торговали не дороже 38 руб. за бутылку. Завод два месяца работал себе в убыток, теряя по 2 руб. с каждой бутылки, и в итоге набежало 8 млн. руб. потерь. Но отбить рынок у поставщиков нелегальной водки так и не смог. Продержались всего три месяца...
Если в 2000 г. новгородские сыщики закрыли 18 подпольных цехов по разливу паленой водки, на которых работали три с половиной тысячи человек, изъяв при этом более 600 декалитров спирта и около 10 тыс. декалитров уже готового к продаже алкоголя, то за 10 месяцев 2001 г. таких цехов было обнаружено уже 59. Правда, при том же количестве работников-подпольщиков удалось изъять гораздо меньше алкогольного суррогата.
На одном из таких "предприятий", что находилось в Боровичах, изъяли 500 ящиков фальсифицированной водки. Но это, увы, одно из немногих возбужденных уголовных дел, которое имеет относительно неплохие судебные перспективы.
По словам старшего оперуполномоченного ОБЭП при УВД Новгородской области Андрея Ганзюка, "граждане стали умнее, большими объемами не занимаются, делают маленькие партии под заказ". Дело в том, что к производителям фальсифицированной водки применяется ст. 171 УК РФ "Незаконная предпринимательская деятельность". Следствию нужно доказать, что получена прибыль в размере не менее 200 минималок, а это 20 тыс. руб. При этом подсчитывается не только объем реализованной продукции, но из нее вычитаются расходы на приобретение спирта, транспорт, услуги бомжей, которые разливают воду из-под крана и гидролизный спирт в бутылки и т.д. Фактически необходимо проследить всю цепочку: от приобретения спирта до покупки паленой водки клиентом.
Что уж удивляться, что, по данным Управления судебного департамента при Верховном суде РФ, в Новгородской области в 2000 г., к примеру, были осуждены только 8 производителей паленой водки, проходившие по одному делу. И ни один из них не попал за решетку: все получили условные сроки. Получается, речь идет о совершенно безопасном "бизнесе".
Расчет очень простой. К примеру, вы покупаете в Питере 60 литров технического спирта (цена его колеблется от 45 до 70 руб. в зависимости от чистоты очистки) по 50 руб. за литр. Если добавить к этому объему 90 литров воды, получаем 300 бутылок водки. Продаем их по 30 руб. и получаем 9 тыс. руб. С учетом расходов чистый навар составляет как минимум 5 тыс. руб. А чтобы попасть под статью, нужно продать не 300, а 1200 поллитровок. При этом действует железная формула: нет факта сбыта - нет уголовного дела. Даже если вас застукали в гараже (а сейчас разливают все больше по квартирам, куда без санкции прокурора не заглянешь) при разливе "паленки", следователям нужно еще доказать, что вы готовили ее не для себя.
А если еще и подключить адвокатов, среди которых через одного - бывшие сотрудники того же ОБЭП или следователи, перешедшие с милицейских грошей на солидные деньги, то вообще можно заниматься этим делом, не опасаясь каких-либо последствий. Кстати, "крышуют" производителей фальсифицированной водки, как правило, охранные агентства, а там тоже экс-милиционер экс-прокурора погоняет. А одного предприимчивого студента юридического факультета Новгородского госуниверситета сыщики уже три раза пытались взять с поличным, да все не получается.
В городах "паленка" реализуется через коммерческие ларьки, как правило, ночью, когда сотрудники контролирующих ведомств и служб сладко спят. В деревнях и того проще: там проходят даже поллитровки с пробкой-"бескозыркой", которая давно уже не используется на водочных заводах.
В годы службы на флоте мы шутили: спирт бывает вкусный и очень вкусный. Как теперь выясняется, это не так. Спирт бывает пищевой (из пищевых продуктов), гидролизный (из опилок) и синтетический (из этана). Причем технология изготовления двух последних достигла такого уровня, что отличить их от пищевого практически невозможно.
Ранее эксперты-криминалисты работали по микрокомпонентам, а сейчас точный вывод порой может дать только молекулярный анализ, для чего нужен ядерно-магнитный резонатор. Где его взять в провинции? Кстати, в экспертно-криминалистическом отделе УВД Новгородской области как-то сделали анализ импортных виски (причем брали только хорошие, дорогостоящие марки). "Сивуха сплошная, - говорят эксперты. - Такие концентрации сивушных масел, альдегидов, эфиров... Хуже нашей самогонки". Впрочем, это к слову.
Учитывая, что акцизы на пищевой спирт велики, а на остальные виды спирта копеечные, удивляться тому, что страна завалена фальсифицированной водкой, не приходится. Не случайно ее производится в стране в 10 раз больше, чем востребовано промышленностью. Производители легальной водки предлагают простой и эффективный рецепт - установить единый акциз на спирт пищевой и гидролизный, кроме того, перенести акциз с производителя водки на производителя спирта, как это всегда делали, кстати, и российские цари.
Спиртовых заводов в России сотня, а ликероводочных - тысячи (уже и лесопилки водку делают). Значит, контроль осуществить легче. К тому же на спиртовом заводе украсть спирт можно только из подвала, где он хранится: поставь туда "акцизного чиновника" - и проблема будет решена. По словам Юрия Бобрышева, который делал доклад на вышеупомянутом закрытом заседании коллегии Минэкономики, Минфина и МНС, эти предложения были приняты. И как заявил тогда Герман Греф, "другого варианта нет, но надо это провести через Думу, чтобы был соответствующий закон. Причем президент нас поддерживает". Несмотря на это, решительных действий правительство пока что не предпринимает. Чего не скажешь о "спиртовом лобби", которое уже начало действовать. По словам Юрия Бобрышева, дело уже доходит "до угроз физической расправы".
В этой ситуации легальные производители водки со страхом думают о том, что произойдет, когда Россия вступит в ВТО. Юрий Бобрышев, к примеру, полагает, что стране придется пережить ситуацию, в которой она оказалась в конце 80-х годов, когда спирт "Рояль" был самым популярным товаром на рынках. В конце концов ВТО предполагает свободный ввоз в Россию любых товаров.
В декабре Государственная Дума отклонила предложение младших коллег из Брянска усилить наказание за самогоноварение, сославшись на то, что с этим и ему подобным злом нужно бороться не карательными мерами, а экономическими. Но экономически правительство бороться никак не желает. В Германии нет проблем с фальсифицированным алкоголем - его тут же уничтожают. В России же имеют место случаи, когда "паленку" возвращают производителю, который утверждает, что делал ее, "чтобы помыть машину".
Если в этиловый спирт добавить денатурирующие добавки, то акциз на него станет просто смешным. Но этот спирт все равно можно будет использовать для выпуска фальсифицированного алкоголя, так как наличие таких добавок можно установить только лабораторным путем. При этом красители или вкусовые добавки, которые полностью бы исключали использование подобной продукции в качестве сырья в нелегальном производстве алкогольных напитков, не применяются.
В результате, по данным Госкомстата РФ, за 2000 г. в России было зафиксировано 33 979 смертельных случаев отравления алкоголем, а за 9 месяцев 2001 г. - 24 260. Это чуть ли не в два раза больше, чем погибло в Афганистане за 10 лет войны. Причем в отдельных регионах страны смертность от отравления алкоголем возросла в 1,5-2 раза.
Производство алкоголя было и будет сильнейшим политическим ресурсом. Особенно на региональном уровне. Генеральный директор ОАО "Алкон" Юрий Бобрышев всегда поддерживал новгородского губернатора Михаила Прусака. В 1999 г., когда Михаил Прусак баллотировался на очередной губернаторский срок, "Алкон" перечислил акцизы в один из московских банков. 13 млн. руб. зависли и не вернулись в область до сих пор. Оппоненты губернатора утверждали, что эти деньги ушли в предвыборную кассу губернатора.
По данным журнала "Профиль", предприятия, в той или иной мере принадлежащие Юрию Бобрышеву, в 2000 г. имели объем активов в 300 млн. долл. Для Новгородской области это гигантская сумма. Но, по данным "НГ", в 2001 г. году Юрий Бобрышев был вынужден расстаться со своей долей акций "Алкона", и она перешла в руки его партнеров, главным из которых является генеральный директор завода "Стекловолокно" Тельман Мхитарян.
Что касается производства фальсифицированной водки, то "крышуют" этот процесс, как уже отмечалось, в основном охранные агентства. Большинство таких структур в Новгороде, как правило, контролируется "авторитетным предпринимателем" Николаем Кравченко по прозвищу Коля Бес. Впрочем, как утверждает "Коммерсант Санкт-Петербург", в том или ином качестве господин Кравченко присутствует практически во всех отраслях новгородского бизнеса. Если учесть, что Кравченко и Мхитарян являются давними деловыми партнерами, получается крепкая "спайка".
Это уже вызывает опасения Михаила Прусака. Осенью, когда шли выборы в областную Думу, в администрации всерьез опасались, что люди Мхитаряна будут баллотироваться в областной парламент. Губернатор открыто заявил о нежелательности такого хода событий в местном телеэфире, и намек был принят. В то же время ни для кого не секрет, что единственным конкурентом Прусака на выборах 2003 г. может стать мэр Великого Новгорода Александр Корсунов (если решится, конечно). И тогда "водочный" ресурс будет задействован по полной программе: у Корсунова с Мхитаряном отличные отношения.
Хотя, вполне возможно, это произойдет и ранее, в случае если Михаил Прусак уйдет "на федеральный уровень".
* * *
Летом в Великом Новгороде археологи, вскрывавшие слой XV в., обнаружили стеклянную бутылку, в которой находилось письмо, датированное 1965 годом. В нем неизвестный автор, новгородский алкоголик, клянется своей жене, что будет отдавать ей всю зарплату и непременно бросит пить, поскольку он эту пагубную страсть закапывает в землю вместе с бутылкой.
Как и все подобные археологические казусы, бутылка с клятвой помещена на хранение в фонды Новгородского музея. По аналогии с берестяными грамотами ее назвали грамотой бумажной. Однако если количество найденных археологами берестяных грамот уже перевалило за тысячу, то грамоте бумажной присвоен первый номер.
Потому что бросают пить в России, увы, единицы.
Великий Новгород