0
777
Газета Регионы России Интернет-версия

18.03.2002 00:00:00

Кавказский барометр

Тэги: стабильность, безопасность, чечня


О том, что Юг России вообще и Северный Кавказ в частности являются самой "горячей" частью страны, говорится столько, что повторять это лишний раз бессмысленно. В числе главных проблем региона, конечно же, называют войну в Чечне, под знаком которой постоянно живут все ее соседи. Говорят о геополитическом значении Северного Кавказа, реальной опасности его потери Россией, концентрации здесь международного терроризма и религиозного экстремизма, перманентном ухудшении социально-экономической и криминогенной ситуации и т.д. и т.п. У всех на устах проблемы неспокойной границы с государствами Закавказья, борьбы за Каспий, проникновения в регион наркотиков, талибов и даже самого бен Ладена. С течением времени количество наводящих ужас тем не уменьшается, а с появлением по ту сторону Кавказского хребта американских спецназовцев обещает стремительно возрасти.

Но как измерить степень напряженности Юга России по его различным субъектам? Какой регион более нестабилен и в перспективе является потенциальным источником наибольшей опасности? "НГ" рискнула составить рейтинг нестабильности (антирейтинг стабильности) субъектов РФ Южного федерального округа. Не нужно проводить особых исследований, чтобы поставить на первое место в этом "хит-параде" Чечню, поэтому воюющая республика была исключена из анализа. "НГ" уделяла и обязательно будет уделять чеченскому кризису огромное внимание. Сейчас отметим лишь одну характерную особенность, отличающую Чечню от ее соседей. Все усилия федеральной власти по выходу из кризиса пока либо безуспешны, либо еще более усугубляют положение. А противостоящим ей "сепаратистам" - "террористам" - "экстремистам" порой и делать ничего не надо - знай себе закладывай фугасы да постреливай по ночам по блокпостам. Мы сами за них все сделаем - восстановим какой-нибудь дом, проведем электричество в дальний аул, а потом возьмем да и "зачистим" этот аул, жители которого потом будут митинговать в Грозном, протестуя против гибели односельчан, а другие - пополнят ряды боевиков-мстителей.

У соседей Чечни есть собственные власти, которые абсолютно не заинтересованы в повторении судьбы мятежной республики. Они ждут от Москвы если не защиты от надвигающихся опасностей, то по крайней мере недопущения роковых ошибок со стороны многочисленных московских "специалистов по Кавказу". Составленный "НГ" рейтинг фактически оценивает размеры "пороховых бочек", заложенных под каждым из субъектов. В качестве критерия оценки выбран специально выведенный коэффициент нестабильности. Для его составления по каналам информационных агентств собраны данные о всех тревожных инцидентах в период с 1 января 2001 г. по сей день - это теракты, вооруженные столкновения, убийства, похищения людей, массовые акции, а также предотвращения терактов, обнаружения арсеналов оружия, задержания боевиков и террористов (последнее, казалось бы, свидетельствует о положительных тенденциях, но на самом деле очевидно, что чем больше в каком-либо регионе задерживается боевиков, тем больше их там находится) и т.д. Главный принцип отбора этих случаев заключался в их особой специфике, присущей только Северному Кавказу, а обычные уголовные или бытовые преступления в расчет не брались. Коэффициент нестабильности представляет собой процентное отношение количества случаев в данном субъекте к общему количеству инцидентов в ЮФО (исключая Чечню) за указанный период. Добавим, что в агентства попадает далеко не полная и не всегда отражающая действительность информация. Однако для выявления тенденций и проведения сравнительного анализа она вполне годится.

Лидер

Безусловным лидером нашего рейтинга стал, как и следовало ожидать, Дагестан, который почти в три раза обошел следующих за ним "соперников". Собственно, для столь высоких показателей есть целый ряд объективных причин. Это и самая протяженная из всех соседей граница с Чечней, и последствия вторжения в республику боевиков в августе 1999-го, и самая мощная экспансия ваххабизма, носители которого притихли лишь на время и не полностью, и достаточно напряженная граница с Азербайджаном, и соблазнительный для браконьеров Каспий, и многое другое. Дагестан лидирует практически по всем категориям. Здесь совершается и предотвращается больше всего терактов, задерживается больше всего боевиков, чаще всего совершаются нападения на милиционеров и покушения на представителей власти, больше всего изымается оружия и обнаруживается арсеналов. Именно в этой республике недавно был совершен "чисто чеченский" теракт, когда от взрыва заложенного на обочине дороги в Махачкале (!) фугаса погибли семеро военнослужащих.

Кстати, столица Дагестана, если верить сообщениям правоохранительных органов, не является такой уж недосягаемой для террористов из Чечни. Ведь именно в Махачкале якобы планировали физически устранить генпрокурора Владимира Устинова во время процесса над Радуевым засланные Хаттабом и задержанные дагестанской милицией боевики. Вообще-то это выглядит немного абсурдно, поскольку организаторы и исполнители столь серьезной акции не допустили бы ее пресечения прямо на дагестано-чеченской границе, именно так все описали правоохранительные органы, представив Дагестан едва ли не зоной свободного перемещения хаттабовцев, сослужив республике медвежью услугу (привет пресс-службам!).

Кроме того, Дагестан иногда становится местом проведения массовых акций и организации массовых беспорядков. Это и столкновения милиции с мелкими коммерсантами в Махачкале, и недавнее перекрытие федеральной трассы Ростов-Баку, также приведшее к столкновениям, и митинг в Махачкале с требованием отставки руководства МВД. Популярными среди террористов в Дагестане остаются нефте- и газопроводы, а также железная дорога.

В то же время у "лидерства" Дагестана есть и субъективные причины, которые по крайней мере до июля этого года, когда состоятся выборы республиканского Госсовета, будут лишь обостряться. На самом деле значительная часть терактов и громких преступлений не имеют ни чеченского, ни ваххабитского "следов", а являются лишь банальными, но жестокими "разборками" внутренних группировок, борющихся за власть и сферы влияния. Об этом, например, свидетельствует молниеносный арест Надиршаха Хачилаева, сразу обвиненного в организации упомянутого теракта против военнослужащих. Потом об этом обвинении забыли, а Хачилаева, явно ставшего жертвой расправы, так и не выпустили, "повесив" на него незаконное хранение оружия. Бывший депутат Госдумы РФ объявил голодовку, но она не произвела на представителей власти никакого впечатления. Один большой начальник даже пошутил: "Ну и пусть голодает, кому-то лишняя пайка достанется".

Таким образом, безусловно, важное геополитическое значение Дагестана (не зря говорят, что "кто владеет Дагестаном, тот владеет всем Кавказом") становится поводом для мелких провокаций шкодливых бандитов, точно знающих, что после их акций все заговорят о "терроризме" и "ваххабизме". И только от властей Дагестана зависит сохранение хоть какой-то стабильности в ближайшие месяцы, оставшиеся до выборов.

Призеры

Нет ничего удивительного и в том, что наряду с Дагестаном "пьедестал" в нашем рейтинге заняли только непосредственные соседи Чечни - Ингушетия и Ставрополье, имеющие абсолютно одинаковые показатели. Вообще-то от Ингушетии вполне можно было ожидать и более тревожных результатов. Размещенные здесь десятки тысяч чеченских беженцев явно не являются стабилизирующим фактором. Когда их лагеря называют "рассадником боевиков", в этом есть доля истины. Да и не только в лагерях беженцев, а вообще по всей территории республики боевики чувствуют себя вполне вольготно, о чем говорят и частые случаи задержания бандитов из отрядов наиболее одиозных полевых командиров. Но, видимо, вайнахи-чеченцы не хотят, чтобы дом вайнахов-ингушей, приютивший их земляков, повторил судьбу Ичкерии. Да и сами ингушские власти при всех разногласиях с Москвой по многочисленным проблемам всеми силами стараются представить свою республику как стабильный российский регион, не имеющий даже намека на отсутствие лояльности Москве.

Тем не менее терактов против российских военнослужащих Ингушетии избежать не удалось. Самый яркий пример - обстрел вертолета пограничников, в результате которого погиб командир экипажа. В Ингушетии также совершаются нападения и убийства на милиционеров и военнослужащих. Чаще, чем в других регионах, здесь совершаются похищения и захваты в заложники людей, казалось бы, уже забытые с началом контртеррористической операции. По-прежнему много инцидентов и даже терактов, что связано с тлеющим осетино-ингушским конфликтом. Ну и, конечно же, имеют место "популярные" на Северном Кавказе обстрелы и взрывы административных зданий, покушения на представителей власти и т.д и т.п. Однако надо отдать должное Ингушетии - подготовка к предстоящим в апреле выборам проходит (пока!) в спокойной обстановке.

Ставрополье, равное по "весовой категории" нестабильности Ингушетии, являет собой типичную прифронтовую зону. Значительно реже, но здесь продолжаются обстрелы и нападения со стороны Чечни. В крае нередки случаи совершения и предотвращения терактов, изъятия оружия и целых арсеналов, задержания боевиков. Здесь также отмечены случаи похищения людей.

Однако самой горячей точкой в крае, пожалуй, остается район Кавказских Минеральных Вод - слишком много желающих дестабилизировать здесь обстановку, и слишком это соблазнительно. Именно в Минеральных Водах и Ессентуках в марте прошлого года совершены самые крупные теракты. Именно в аэропорту Минвод был нейтрализован чеченский террорист, захвативший автобус с заложниками. В курортных городах часто происходят перестрелки, совершаются нападения на милиционеров и покушения на представителей власти и предпринимателей. Как бы то ни было, об опасности отторжения от России Ставрополья вместе со всем Северным Кавказом не заикаются даже законченные пессимисты, но обозримое будущее края так и останется прифронтовым.

Вполне закономерно четвертое место Карачаево-Черкесии, почти не уступившей "призерам" - Ингушетии и Ставрополью. Как и в Дагестане, здесь глубокие корни имеет ваххабизм. Как и в Ставрополе, здесь совершаются теракты, убийства милиционеров, чиновников и видных политиков. В тот же день, в марте прошлого года, когда в Минводах и Ессентуках прогремели мощные взрывы, в Черкесске также был совершен теракт. В республике отмечены и случаи похищения людей. Кроме того, Карачаево-Черкесия "прославилась" заявлением генпрокурора Владимира Устинова о предотвращении здесь попытки государственного переворота. Отличительной особенностью республики является и то, что именно выходцы из нее фигурируют в делах о взрывах российских жилых домов.

Однако Карачаево-Черкесия в отличие от Дагестана, Ингушетии и Ставрополья, наверное, заняла бы первое место в рейтинге непредсказуемости. Вспомним, как забеспокоились в Москве, когда отряд Руслана Гелаева подходил к границам Карачаево-Черкесии со стороны Грузии. Но самая серьезная опасность кроется в неурегулированном конфликте между карачаевцами и черкесами. Не секрет, что последние активно готовятся к следующим выборам президента республики, не скрывая своих намерений "сбросить" карачаевца Владимира Семенова любой ценой. Удастся им это или нет, но обострение ситуации с непредсказуемыми последствиями практически неизбежно.

Аутсайдеры

Среднее положение в рейтинге Северной Осетии, в общем-то, отвечает имиджу этой республики как более или менее спокойной и относительно благополучной. Однако нельзя забывать, что именно в этой республике происходили жесточайшие теракты, в том числе взрывы на рынке Владикавказа и в пригороде Спутник - жилых домов. В то же время в Северной Осетии представлены практически все виды преступлений, но в намного более скромных, чем у соседей, масштабах. Это и похищение людей, и теракты против военнослужащих, и некоторые другие. Стабильно тревожная ситуация сохраняется в Пригородном районе.

Вообще же способность сохранять стабильность, как бы ее ни пытались подорвать, Северная Осетия подтвердила на прошедших недавно президентских выборах. В ходе предвыборной кампании проводились массовые акции протеста оппозиции, против министра внутренних дел Казбека Дзантиева был совершен мощный теракт. Но все равно голосование было проведено организованно, убедительно и без происшествий.

Кабардино-Балкария, как и Карачаево-Черкесия, также была удостоена заявления генпрокурора Владимира Устинова о предотвращении попытки государственного переворота. Но в целом, лишь немного уступая в рейтинге Северной Осетии, эта республика намного превосходит ее в уровне спокойствия. Терактов здесь отмечено не было. Ваххабизм в Кабардино-Балкарии присутствует, но достаточно скромно. Чеченские боевики и ваххабиты задерживаются, но не часто. Оружие у населения изымается, но не в крупных количествах. Одним из самых заметных "подвигов" кабардинцев стал незаконный переход вооруженной группы через российско-грузинскую границу.

В Краснодарском крае экзотика "кавказской" преступности почти незаметна, но иногда встречается. Здесь, например, могут совершить нападение на милиционеров или часового воинской части. Но такие преступления по большому счету не являются "эксклюзивными" южнороссийскими. Встречаются на Кубани преступные группировки, совершающие разбойные нападения. Иногда обнаруживается пластит. Сочи, как и Миноводы в Ставрополье, остаются наиболее кипящими. Здесь отмечены случаи похищения людей, у населения имеется оружие, бывает, совершаются громкие убийства. Сочи граничит с потенциально неспокойной Абхазией. Но в целом для курортников Сочи в отличие от тех же Минвод не имеет имиджа прифронтовой зоны.

В Ростовской области, которая в 1999 г. вместе с Москвой и Дагестаном пережила трагедию взрывов жилых домов, в последнее время тоже гремели взрывы, конечно, намного меньших масштабов, но тем не менее уносящие человеческие жизни. Милиция на Дону также изымает у населения оружие, а вот чеченские боевики здесь практически не задерживаются. Правда, их много в местном СИЗО. Вообще Ростов-на-Дону, являясь центром ЮФО, образно говоря, несет на себе ответственность за весь Северный Кавказ. Здесь расположены аппарат полпреда президента РФ, штаб СКВО, работает печально знаменитая 124-я лаборатория. В Ростове проводятся судебные процессы над чеченскими боевиками, а также один из самых громких процессов - над полковником Будановым. Все это накладывает свой специфический отпечаток на Донской край.

Астрахань, хоть и находится на одном из последних мест, но для нее минувший год был омрачен крупным терактом. До этого область была одним из последних, не затронутых террором регионов Юга России. Но в результате взрыва на вещевом рынке в Астрахани погибли восемь человек. Кроме того, разного рода "разборки" здесь устраиваются по-серьезному - с использованием гранатометов и гранат. Одной из главных особенностей Астрахани является то, что эта область стала "воротами" из стран Центральной Азии в европейскую часть России. Отсюда и большинство ее проблем - от транзита наркотиков и прочей контрабанды до нелегальных мигрантов.

Полное же "поражение" в нашем рейтинге Волгоградской области, Адыгеи и Калмыкии, наверное, очень порадует жителей этих регионов. Хотя, конечно, проблем хватает и у них, как и у любого другого субъекта РФ, находящегося не только на юге страны.

=== ТАБЛИЦА ===

Субъект РФ Коэффициент напряженности

Дагестан 37,2

Ингушетия 13,8

Ставропольский край 13,8

Карачаево-Черкесия 13,5

Северная Осетия 7,2

Кабардино-Балкария 6

Краснодарский край 3,6

Ростовская область 1,8

Астраханская область 1,5

Волгоградская область 0,9

Адыгея 0,6

Калмыкия 0


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2046
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1311
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
972
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1278

Другие новости