Гуляя по Североморску - главной базе Северного флота, обязательно повстречаешь белую "Газель" с яркой надписью: "Морякам-североморцам от Героя Советского Союза, губернатора Курской области Александра Руцкого". Александр Владимирович давно уже не губернатор, а машинка все еще бегает по городу. "Живое" свидетельство, как говорили раньше, нерушимой связи флота и народа.
Над кораблями и частями СФ шефствуют 130 организаций, городов, областей, краев и республик России. В 1997 г. была даже создана Межрегиональная ассоциация субъектов РФ и городов, шефствующих над флотом. Членство в этом "клубе" стоит всего 20 тыс. руб. Но даже эти, весьма смешные для регионов суммы взносов многие шефы (к примеру, Новгородская область) не удосуживаются выплачивать. Оно и понятно: когда ассоциацию создавали, возглавивший ее губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов поднялся на трибуну Совета Федерации и предложил коллегам подписать соответствующую бумагу. Главы регионов свои закорючки поставили, да и забыли - мало ли что каждый день приходится подписывать.
Не все, конечно же. За три минувших года шефы оказали морякам материальную помощь на 20 млн. руб., передали 22 единицы автотехники и доставили на Север 800 тонн различных грузов. Но, согласитесь, это капля в море, а море тут суровое и холодное.
В середине 90-х стало модным присваивать боевым кораблям названия городов. Оно и верно - хватит флоту обезлички. Не удержался, к примеру, и Великий Новгород. Его имя получила атомная подводная лодка с баллистическими ракетами. Шефы приехали на церемонию, сказали замечательные слова о городе и подшефных, погуляли на банкете и... забыли о лодке и ее экипаже. За последние два года вообще ни разу не появились в Видяево. Теперь атомоход, прошедший пять лет назад полную модернизацию, пускают, как говорят на флоте, на иголки. Один из офицеров флотилии с горечью заметил: "Если бы шефы дали хоть немного денег, самую малость, мы бы еще не один год в море ходили бы". Такое вот шефство. Неудивительно, что именно мэрия Великого Новгорода запретила вывешивать на одной из городских гимназий памятную доску в честь старшего лейтенанта Кузнецова, погибшего на "Курске". Мол, не положено.
В советские времена шефство было под строгим контролем партийных и комсомольских органов. Была, без сомнения, заорганизованность, но была и регулярность контактов. Сегодня приезд шефов на флот, да не обидятся на меня как принимающие, так и приезжающие, связан, как правило, с желанием чиновников отдохнуть от городской суеты и "оттянуться" подальше от дома. Не говоря уже о периодах предвыборных страстей - тут без поездки на Север не обойтись. Тогда в срочном порядке к мэру или губернатору вызываются директора предприятий и начинается колядование: кто что сможет выделить подшефным, начиная от консервов и заканчивая краской.
После Цусимы в России весь народ собирал деньги на флот. После Гражданской войны шефство над флотом взял комсомол. После "Курска" на Северном флоте появился только один новый шеф - чувашский город Ядрин взял на свое попечительство бригаду тральщиков.