В конце января в Томске прошел очередной тур "переговоров" между полпредом в Сибирском федеральном округе Леонидом Драчевским и вице-премьером Алексеем Кудриным по концепции "Стратегия развития Сибири". Напомню, что разработать ее поручил президент России Владимир Путин в ходе своего последнего визита в Новосибирск 17 ноября 2000 г. Сибирские ученые оперативно разработали основные положения концепции и отправили ее в Минэкономразвития. И практически сразу же появились слухи о том, что ведомство Германа Грефа дало отрицательный отзыв о работе сибиряков. В конце прошлого года полпред Леонид Драчевский подтвердил, что авторы концепции не нашли взаимопонимания с Министерством экономического развития. Камнем преткновения, по словам сторонников "Стратегии Сибири", стало предложение о перераспределении природной ренты в пользу сибирских регионов. Сейчас федеральный Центр забирает 80% ренты, а 20% остается субъектам Федерации. По официальным данным, на территории Сибири ведется добыча почти двух третей полезных ископаемых, которые идут на экспорт. При этом сибирская доля в экспортных доходах составляет менее 10%. Как заявил корреспонденту "НГ" Леонид Драчевский, ресурсодобывающие регионы должны получать более высокую ренту, часть которой будет идти на воспроизводство природных ресурсов.
Любопытно, но аргументы оппонентов "Стратегии развития Сибири", в частности по проблеме ренты, ни разу внятно не озвучивались. Впрочем, проблема в другом. Правительственные аналитики подготовили некий комментарий к "Стратегии развития Сибири". В нем они как бы заранее подвергают сомнению перераспределение природной ренты в пользу регионов, поскольку, по их утверждению, главные показатели, в том числе и доходы населения, в сырьевых регионах Сибири (Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) и так выше среднероссийских показателей. Почти все остальные субъекты в комментарии отнесены к "депрессивным и экономически отсталым". К депрессивным относят, например, Новосибирскую область, а к числу отсталых - национальные автономии. Авторы комментария справедливо заметили, что сибирские регионы удалены от "емких рынков сбыта" продукции, при этом поставив под сомнение конкурентоспособность товаров на внутрисибирском рынке. Что же касается положений концепции "Стратегии развития Сибири" вообще, то авторы комментария ссылаются на то, что большинство уже предусмотрено федеральными программами. Поэтому вывод правительственных аналитиков неудивителен: "...При имеющейся неопределенности в отношении будущего Сибири чрезмерное участие государства в ее экономическом развитии может оказаться неэффективным".
Судя по публичным высказываниям сибирских участников томского совещания, вице-премьер Алексей Кудрин хорошо знаком с комментариями. Например, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский заявил, что выводы о бесперспективности сибирских регионов и неэффективности вложения в их развитие бюджетных средств, которые сделал Алексей Кудрин, не соответствуют действительности. При этом он заметил, что "Сибирь не стремится к какой-то обособленности или перетягиванию каната на свою сторону и совершенно излишни опасения, что это региональный сепаратизм." По мнению Леонида Драчевского, разногласия возникли из-за того, что в Москве еще не все осознали роль Сибири в жизни России в целом.
14 февраля в Москве должно состояться заседание правительства, где, как утверждают посвященные, должна решиться судьба "Стратегии развития Сибири". Другими словами, будет определяться судьба десятков миллионов людей и их будущих детей, живущих в "депрессивных и экономически отсталых" регионах.
Новосибирск