-В старину жили на Ольхонской земле духами-полубогами Герел-нойон - владыка света и Туя-хатан - принцесса луч. Внушали людям добрые мысли, учили людей, как лучше ловить байкальскую рыбу, как скот растить, учили и другим полезным ремеслам... Но вот закончилось их время пребывания на земле. И тогда гонцы небожителей-тэнгриев спустились с небес и сказали: "Ваш срок пребывания на земле закончился, и вы должны уйти на небеса, как и положено полубогам". Но взмолились Герел-нойон и Туя-хатан: "Мы хотим остаться среди этих живых существ, среди этих душ, облеченных в материальную оболочку. Мы привыкли делить с ними горе и радость". Но гонцы небожителей стояли на своем: "Ваш срок закончился. Не улетите - превратитесь в смертных людей". "Ну и пусть умрем", - сказали Герел-нойон и Туя-хатан. И родились девочка и мальчик. Стали взрослыми, поженились. И все время, сколько жили, они опять учили людей добру. Прошло сто, а может быть, тысячу лет. Первой умирает Туя-хатан. Перед смертью она завещала так: " О, люди! Когда я умру, вы меня сожгите, а пепел-прах мой бросьте навстречу солнцу". И бросили ее прах навстречу солнцу, и от солнца спустился луч на волны Байкала. А через день от горя умер и Герел-нойон. Перед смертью он сказал: "Когда я умру, бросьте мой пепел-прах в волны Байкала-моря". И выполнили люди просьбу Герел-нойона. С тех пор ольхонцы, видя, как внезапно падает прямой луч на волны Байкала и волны начинают играть бликами, говорят: " Это Герел-нойон и Туя-хатан". В это время надо молиться и загадывать желания, которые обязательно сбудутся. Выходит, и после земной своей смерти Герел-нойон и Туя-хатан помогают людям".
Эту красивую, с большим философским смыслом легенду мне рассказал Валентин Хагдаев, шаман из райцентра Еланцы. Прошли те времена, когда посредники между людьми и духами вынуждены были таиться от чужих глаз. Сегодня директор Историко-краеведческого районного музея и недавний аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии при Бурятском научном центре РАН Валентин Хагдаев не скрывает рода своих занятий. Как ни боролась советская власть с шаманизмом, но древнейшая из всех религий на земле сохранилась в своей первооснове. Как и сто, и триста лет назад в бурятских районах Иркутской области совершаются самые различные обряды поклонения и жертвоприношения духам. Ни один бурят не проедет мимо святых мест: остановится, покапает водкой, если она есть, бросит горсть риса или конфет, оставит сигарету.
Так советуют шаманы, а они, считается, плохого не пожелают. Именно к ним в тяжкий час несчастий и болезней обращаются отчаявшиеся люди - в надежде, что посредники между божествами как-то помогут. Но все-таки главное свое предназначение в новом веке белый шаман Валентин Хагдаев видит в другом:
- Шаман всегда - это хранитель родословных преданий, традиций и обычаев своего народа. Вот почему, когда шла христианизация и ламаизация местного населения, всегда старались избавиться от шаманов, которых считали "длинноволосым препятствием", как писал один из бурятских ученых. В шаманизме на первом месте стоит культ предков, культ владыки местности, огня, неба-Тэнгри, земли, солнца, луны. Это и почитание природы, ее явлений. Христианин, когда уходит в мир иной, видит ангелов-хранителей, мусульманин - джебраилов. У нас же культ предков. В первую очередь я увижу мать, отца, других родных и близких мне людей. Одним словом, шаманисту лучше увидеть мать и отца, давших земную жизнь, чем неведомых, незнакомых херувимов. Мы восхваляем это небо, эти горы, синеокий Байкал.
Валентина Хагдаева в Ольхонском районе считают потомственным шаманом, получившим благословение свыше. В глазах местного населения его большой раздвоенный палец на руке - отнюдь не уродство, а свидетельство того, что он избранник высших сил. "Это называется лишней костью, как признак избранности. Такой знак был и у моего прадеда". В повседневной же жизни Валентин - обычный современный человек, радушный хозяин, и скромное шаманское одеяние на нем появляется лишь во время проведения обрядов. Родился он в 1959 году, в год Кабана, как и Чингисхан. Детство провел в дедовской юрте в родовом кочевье. Затем учился в школе, окончил Улан-Удэнский институт культуры, служил в армии, работал на БАМе, потом снова учился в аспирантуре. А вот когда после странствий вернулся домой, то и дали знать о себе шаманские корни.
- В нашем роду Бою и до меня были шаманы. Например, двоюродного брата моего деда посвятили в шаманы в 16 лет, еще в начале прошлого века. Причем после экзамена, как бы сказали сейчас. А вообще у бурят шаманы называются "боо", что означает "спустившийся", "явившийся", тот, в которого нисходит дух, кто обладает способностью вещать. В старые времена в тяжелые моменты битв шаман шел впереди войска. Сейчас же он врачует души, является хранителем народной истории, ведь в тех же шаманских заклинаниях закодированы давно минувшие события.
Надо сказать, что и сам Валентин Хагдаев среди земляков - человек уважаемый и популярный, причем не обделенный талантами. Года два назад у него вышла книга "Шаманизм и мировые религии", которая с дополнениями сейчас готовится к переизданию. Он пишет стихи. Пишут, кстати, и о нем. Хагдаеву, рассказывали мне, посвящено несколько статей в отечественных и зарубежных изданиях. Шаг за шагом готовится Валентин и к защите кандидатской диссертации.
Современный шаман, как уже и говорилось, мало чем похож на своего далекого предшественника. Зачастую он обходится и без традиционного бубна, и без многокилограммовой подвески, на которую нанизаны фигурки различных животных. Но и сейчас к шаманам в улусах отношение особое, что, как объясняют сведущие люди, вполне объяснимо. Манипуляции шамана можно расценить как своеобразный сеанс психотерапии. На его стороне тысячелетний опыт предшественников, которые выступали в роли и психологов, и лекарей, и предсказателей будущего.
Ольхонский район
Иркутской области