0
802
Газета Регионы России Интернет-версия

21.12.2001 00:00:00

"Наш храм - это небо"

Тэги: бурятия, шаман, язычество


-В старину жили на Ольхонской земле духами-полубогами Герел-нойон - владыка света и Туя-хатан - принцесса луч. Внушали людям добрые мысли, учили людей, как лучше ловить байкальскую рыбу, как скот растить, учили и другим полезным ремеслам... Но вот закончилось их время пребывания на земле. И тогда гонцы небожителей-тэнгриев спустились с небес и сказали: "Ваш срок пребывания на земле закончился, и вы должны уйти на небеса, как и положено полубогам". Но взмолились Герел-нойон и Туя-хатан: "Мы хотим остаться среди этих живых существ, среди этих душ, облеченных в материальную оболочку. Мы привыкли делить с ними горе и радость". Но гонцы небожителей стояли на своем: "Ваш срок закончился. Не улетите - превратитесь в смертных людей". "Ну и пусть умрем", - сказали Герел-нойон и Туя-хатан. И родились девочка и мальчик. Стали взрослыми, поженились. И все время, сколько жили, они опять учили людей добру. Прошло сто, а может быть, тысячу лет. Первой умирает Туя-хатан. Перед смертью она завещала так: " О, люди! Когда я умру, вы меня сожгите, а пепел-прах мой бросьте навстречу солнцу". И бросили ее прах навстречу солнцу, и от солнца спустился луч на волны Байкала. А через день от горя умер и Герел-нойон. Перед смертью он сказал: "Когда я умру, бросьте мой пепел-прах в волны Байкала-моря". И выполнили люди просьбу Герел-нойона. С тех пор ольхонцы, видя, как внезапно падает прямой луч на волны Байкала и волны начинают играть бликами, говорят: " Это Герел-нойон и Туя-хатан". В это время надо молиться и загадывать желания, которые обязательно сбудутся. Выходит, и после земной своей смерти Герел-нойон и Туя-хатан помогают людям".

Эту красивую, с большим философским смыслом легенду мне рассказал Валентин Хагдаев, шаман из райцентра Еланцы. Прошли те времена, когда посредники между людьми и духами вынуждены были таиться от чужих глаз. Сегодня директор Историко-краеведческого районного музея и недавний аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии при Бурятском научном центре РАН Валентин Хагдаев не скрывает рода своих занятий. Как ни боролась советская власть с шаманизмом, но древнейшая из всех религий на земле сохранилась в своей первооснове. Как и сто, и триста лет назад в бурятских районах Иркутской области совершаются самые различные обряды поклонения и жертвоприношения духам. Ни один бурят не проедет мимо святых мест: остановится, покапает водкой, если она есть, бросит горсть риса или конфет, оставит сигарету.

Так советуют шаманы, а они, считается, плохого не пожелают. Именно к ним в тяжкий час несчастий и болезней обращаются отчаявшиеся люди - в надежде, что посредники между божествами как-то помогут. Но все-таки главное свое предназначение в новом веке белый шаман Валентин Хагдаев видит в другом:

- Шаман всегда - это хранитель родословных преданий, традиций и обычаев своего народа. Вот почему, когда шла христианизация и ламаизация местного населения, всегда старались избавиться от шаманов, которых считали "длинноволосым препятствием", как писал один из бурятских ученых. В шаманизме на первом месте стоит культ предков, культ владыки местности, огня, неба-Тэнгри, земли, солнца, луны. Это и почитание природы, ее явлений. Христианин, когда уходит в мир иной, видит ангелов-хранителей, мусульманин - джебраилов. У нас же культ предков. В первую очередь я увижу мать, отца, других родных и близких мне людей. Одним словом, шаманисту лучше увидеть мать и отца, давших земную жизнь, чем неведомых, незнакомых херувимов. Мы восхваляем это небо, эти горы, синеокий Байкал.

Валентина Хагдаева в Ольхонском районе считают потомственным шаманом, получившим благословение свыше. В глазах местного населения его большой раздвоенный палец на руке - отнюдь не уродство, а свидетельство того, что он избранник высших сил. "Это называется лишней костью, как признак избранности. Такой знак был и у моего прадеда". В повседневной же жизни Валентин - обычный современный человек, радушный хозяин, и скромное шаманское одеяние на нем появляется лишь во время проведения обрядов. Родился он в 1959 году, в год Кабана, как и Чингисхан. Детство провел в дедовской юрте в родовом кочевье. Затем учился в школе, окончил Улан-Удэнский институт культуры, служил в армии, работал на БАМе, потом снова учился в аспирантуре. А вот когда после странствий вернулся домой, то и дали знать о себе шаманские корни.

- В нашем роду Бою и до меня были шаманы. Например, двоюродного брата моего деда посвятили в шаманы в 16 лет, еще в начале прошлого века. Причем после экзамена, как бы сказали сейчас. А вообще у бурят шаманы называются "боо", что означает "спустившийся", "явившийся", тот, в которого нисходит дух, кто обладает способностью вещать. В старые времена в тяжелые моменты битв шаман шел впереди войска. Сейчас же он врачует души, является хранителем народной истории, ведь в тех же шаманских заклинаниях закодированы давно минувшие события.

Надо сказать, что и сам Валентин Хагдаев среди земляков - человек уважаемый и популярный, причем не обделенный талантами. Года два назад у него вышла книга "Шаманизм и мировые религии", которая с дополнениями сейчас готовится к переизданию. Он пишет стихи. Пишут, кстати, и о нем. Хагдаеву, рассказывали мне, посвящено несколько статей в отечественных и зарубежных изданиях. Шаг за шагом готовится Валентин и к защите кандидатской диссертации.

Современный шаман, как уже и говорилось, мало чем похож на своего далекого предшественника. Зачастую он обходится и без традиционного бубна, и без многокилограммовой подвески, на которую нанизаны фигурки различных животных. Но и сейчас к шаманам в улусах отношение особое, что, как объясняют сведущие люди, вполне объяснимо. Манипуляции шамана можно расценить как своеобразный сеанс психотерапии. На его стороне тысячелетний опыт предшественников, которые выступали в роли и психологов, и лекарей, и предсказателей будущего.

Ольхонский район
Иркутской области


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1153
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1327
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
788
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
640

Другие новости