- Шерип Усамович, как вы, находясь в эпицентре событий, оцениваете ситуацию в Чечне? Одни говорят, что она стабилизируется, другие - ухудшается.
- И то и другое. Начато восстановление, заработали школы, выплачиваются пенсии, пособия, зарплата бюджетникам. Проблема состояла в том, что дирекция по восстановлению создавалась 7-8 месяцев, не было решено, через кого будет проходить финансирование. Сейчас появились федеральная и местная дирекции, но финансирование все равно идет через Москву. Было бы лучше, если бы все шло через администрацию и правительство республики, чтобы не было разговоров о том, что "деньги теряются". Надо все поручить одному человеку, с него и спрашивать. В то же время нельзя сказать, что положение ухудшается, сейчас оно идет на поправку. Но все равно бывают случаи, как, например, 28-29 октября, когда боевики зашли в Шали, Курчалой, Гудермес, Аргун, продемонстрировали силу и безнаказанно ушли. Все знали, что это случится, но меры приняты не были. Пока с силовых начальников в республике не будут срывать погоны за бездействие, порядок будет устанавливаться тяжело.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние политики федерального Центра в отношении Чечни?
- Если честно, то неудовлетворительно. Нет человека на федеральном уровне, который отвечал бы за Чечню и с которого можно было бы спросить. Россия помогает Афганистану, чтобы люди там не голодали, а в Чечне, неотъемлемой части России, люди голодают. Помимо Ахмата Кадырова и Станислава Ильясова за Чечню отвечают еще 7-8 структур. Распределителем кредитов является Ильясов, но финансирование идет не через него, а через федеральную дирекцию по восстановлению. Аппарат Владимира Елагина, к сожалению, не оправдал себя. Кадыров и Ильясов работают, но у них не хватает власти. Виктор Христенко ни разу не был в Чечне. Что толку от того, что он сидит в правительстве и возглавляет комиссию? Зачем "размазывать" суммы, которые идут на Чечню? Может быть, дело идет, как в 1996 году, к предательству? Надо решительно менять структуру власти.
- Что нужно сделать для урегулирования кризиса?
- Многие проблемы возникли из-за того, что к чеченцам не было доверия. Наш народ - третья по численности коренная нация России, но ни один чеченец не представлен в органах власти на федеральном уровне. Люди видят, что пророссийски настроенные чеченцы не устроены, поэтому не верят, что будут решены вопросы мирной жизни. В первую очередь надо установить "мост" между чеченцами и Центром, оказывать им больше доверия, ибо только чеченцы смогут навести порядок.
- А какие могут быть предприняты политические меры?
- Переговоры могут идти только на одну тему - о сдаче оружия и возвращении запутавшихся людей к мирной жизни. Но выносить их на федеральный уровень не стоит. В Чечне есть представители Виктора Казанцева, военное командование, глава администрации, председатель правительства, которые могут провести переговоры с той стороной. Что касается первых контактов Виктора Казанцева с Ахмедом Закаевым, то, с одной стороны, в Чечне нормально отнеслись к проявлению доброй воли российского руководства, а с другой - вспомнили, что в 1996 году уже были переговоры, Россия предала своих сторонников, им пришлось уехать из республики, и они, как бомжи, "крутились" по всей стране, не имея ни работы, ни средств к существованию. Сейчас эти люди снова пригодились, их надо ценить, опираться на них. Мы уже два года восстанавливаем республику, но третью зиму люди живут без крыши над головой, не имея работы. Подросткам надо кормить семью, и они добывают деньги, закладывая фугасы. Поэтому надо создавать рабочие места.
Что касается политических мер, то в начале 2002 года надо провести выборы глав администраций городов и районов. Сейчас они для всех являются ставленниками Москвы, но, если будут избраны, их положение будет увереннее, в политическом плане мы выиграем. Выборы республиканского уровня можно провести через год-полтора после этого. Но до полного наведения порядка - а это три-пять лет - нужна жесткая вертикаль власти. Должен быть назначен республиканский руководитель, напрямую подчиняющийся главе государства. Нужно либо создать дополнительный федеральный округ, либо назначить руководителя в ранге вице-премьера. По истечении этого срока Чечня должна стать парламентской республикой. У нас много тейпов, нужно соблюсти все интересы. Двухпалатный парламент будет избирать Госсовет по примеру Дагестана, формировать правительство.
- Могли бы участвовать в выборах представители Масхадова?
- Пожалуйста. Выборы должны быть демократическими, хотя в Ичкерии они не разрешали участвовать никому, кроме "бригадных генералов". Но, я думаю, народ их не выберет. Сейчас в Шали нет масхадовцев, они гонимы со всех сторон. Наш райцентр - это как барометр всей республики. Но есть шалинцы, которые будоражат ситуацию. Например, видный "эмир" Апти Жабраилов по кличке Жандула, приспешник Хаттаба, был ранен под Урус-Мартаном. В Турции его подлечили, дали денег. В Чечне его отряд уже собирался сдаваться, но он приехал, дал каждому по пять тысяч долларов, и группа начала действовать снова. У нас бывает, что задерживают отъявленного ваххабита, но вместо того чтобы отправить его на лесоповал, через пару дней отпускают. А мирного человека могут месяцами держать в неволе.
- Обеспечена ли безопасность глав местных администраций?
- Не в должной мере. У глав населенных пунктов вообще нет охраны, оружия, средств связи, служебного транспорта. Соглашаясь работать, люди фактически подписывают себе смертный приговор. Но ими движут патриотические чувства, ностальгия по мирному времени, любовь к своей родине.