Новая законодательная инициатива национального общественного объединения "Карельский конгресс", о которой его председатель Анатолий Григорьев рассказал на пресс-конференции в Петрозаводске, казалось бы, продиктована благими намерениями. Но ее реализация грозит серьезной политической нестабильностью - вплоть до ликвидации республики как субъекта Федерации.
В резолюции состоявшегося летом IV съезда карелов был записан пункт о намерении добиваться изменения законодательства о выборах в парламент республики, с тем чтобы установить в нем квоты для депутатов, представляющих интересы малых коренных народов - карелов, финнов и вепсов. Однако в подаче Григорьева нормальная идея, за которую есть смысл побороться убедительными политическими аргументами, обросла совсем ненужным и даже опасным шлейфом условий, скорее напоминающим угрозы о скором объявлении войны.
Суть идеи такова. В районах компактного проживания финноугорского населения предлагается, кроме территориальных округов по выборам депутатов будущего Законодательного собрания Карелии, организовать также три национально-территориальных округа. В Вепсской национальной волости - одномандатный, чтобы в парламенте был представлен хотя бы один вепс. Плюс два многомандатных: первый - на территории Олонецкого и Пряжинского районов, откуда должны делегироваться в депутаты три карела и один финн; второй - на территории Калевальского национального района, где обеспечиваются мандаты еще двум карелам и одному финну. Таким образом, из 57 депутатских мест нового однопалатного парламента 7 были бы гарантированы представителям национальных меньшинств.
Обосновывается законопроект следующими доказательствами. Сама государственность региона берет начало с образования 8 июня 1920 г. Карельской Трудовой Коммуны в составе РСФСР (затем автономной и даже союзной республики в рамках СССР). Это, дескать, стало формой национального самоопределения проживающих в России карелов, все права которых были гарантированы в Тартуском мирном договоре между РФ и Финляндией от 14 октября того же 1920 г., а теперь подтверждены в статье 69 российской Конституции. Но есть опасение, что проведение выборов в новый карельский парламент по действующему законодательству из-за преобладания русскоязычного населения может привести к тому, что ни один представитель финноугорских народов не будет избран депутатом, что нарушает их право на то же "самоопределение".
Такой вероятный правовой нонсенс будто бы вступает в противоречие с тем обстоятельством, что Россия ратифицировала в 1998 г. "Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств" Совета Европы, а после вступления в эту международную организацию приняла Закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (30 апреля 1999 г.). Как раз статья 13 этого закона допускает возможность установления квот представительства нацменьшинств в законодательных органах субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления.
Правда, согласно букве того же закона к коренным малочисленным народам можно отнести разве что вепсов. Карелы составляют почти 10% населения республики и вполне способны побороться за своих выдвиженцев в органы власти обычными политическими мерами. Однако даже не это главное.
Во-первых, новая редакция Конституции Карелии вступила в силу только нынешней весной, а закон о выборах депутатов Законодательного собрания принят летом. Выборы намечаются на апрель будущего года. Центризбирком республики уже предупреждает: времени для нарезки избирательных округов остается совсем мало, любые нововведения нежелательны.
Во-вторых, тезис о том, что "принятие данного законопроекта будет способствовать укреплению межнационального мира в республике", Анатолий Григорьев сопроводил весьма угрожающими комментариями. Предвидя, что действующий депутатский корпус найдет отговорки и отклонит закон, "Карельский конгресс" намерен впредь "говорить с Законодательным собранием Карелии только через федеральный Центр, через президента - чтобы Москва защитила права коренных малочисленных народов".
Вот примерная схема действий: потребовать приостановления полномочий главы региона и местного парламента, запрещения проведения выборов по принятому в республике законодательству; затем внести предложение об изменении статуса республики - в частности, создать на территориях компактного проживания финноугорских народов в качестве новых субъектов Федерации Карельский и Вепсский национальные округа, а остальную часть Карелии поделить между Мурманской, Архангельской, Вологодской и Ленинградской областями! Анатолий Григорьев продемонстрировал даже заготовленный для будущего карельского округа флаг - обычный для националистических организаций в соседней Суоми (красный верх, черный низ).
Любая попытка территориального передела приведет к гораздо более мощному взрыву с обострением межнациональных отношений в пока спокойном регионе.
Михаил Гошкиев, председатель другой национальной организации - "Союза карельского народа", так прокомментировал ситуацию: "Конечно, менять Конституцию надо, но уже поздно пересматривать порядок выборов сейчас, перед самым их началом. Потому не является ли нынешняя постановка вопроса чисто политической акцией - в интересах политика Григорьева?"
Петрозаводск