-Сергей Михайлович, изменилось ли что-нибудь в вашем представлении о работе губернатора за время вашей работы?
- У меня было небольшое опасение, что моя подготовка не позволит мне в кратчайшие сроки освоить те вопросы, которые мне раньше решать не приходилось. Но это оказалось не так. Более того, для решения оперативных задач мне даже пришлось освоить специфику управления несколькими ступенями ниже - начальник департамента или комитета. В результате удалось сделать практически все и даже больше из того, что я планировал при вступлении в должность.
- Но у вас не получилось представить новую структуру администрации к сентябрьскому заседанию краевой Думы...
- Я не хочу принимать временные решения, которые затем нужно будет пересматривать. Поэтому в работе над структурой я взял еще один месяц, чтобы представить новое мобильное управление краем. В настоящий момент в администрации ведется большая работа по организации труда на научно-производственной основе по новейшим технологиям. Работает специальная группа консультантов, которая отбирает людей в среднее управленческое звено. Причем люди подбираются не под должности, а под направления и цели, которые стоят перед администрацией. Отбор очень жесткий, но с большими гарантиями на перспективу. Можно назвать это циничным прагматизмом ради достижения благих целей. Что же касается высшего звена управленцев, то, наверное, я возьму еще одного человека, и на этом его формирование будет завершено.
- В самом начале вашей работы была и авиакатастрофа под Иркутском, и наводнение в августе...
- Любые чрезвычайные ситуации я сравниваю с морем, где, как бы ни было тяжело, решения нужно принимать оперативно и без права на ошибку. Во время наводнения, через час после совещания со спасательными службами, я со своей командой уже целиком взял ситуацию под контроль. Хотя как боевое крещение эти события, наверное, воспринимать можно.
- Вы утверждаете, что инвесторы прониклись к вам таким доверием, что едва ли не выстраиваются в очередь. Но, как показывает опыт, там, где местная экономика попадает в зависимость от стороннего капитала, она становится не управляемой региональными властями.
- В приходе инвесторов нет ничего страшного. Мы отслеживаем эту ситуацию, и рычагов контроля здесь более чем достаточно: финансы, налоги, личные контакты с руководством компаний. Как только начинаешь разговаривать с представителями инвесторов на одном языке, они либо уходят - их не удовлетворяют наши предложения, либо остаются работать в крае. Даже те, кто пришел раньше, ознакомились с нашими рекомендациями, направленными на экономическую безопасность края и населения. Если их это не устраивает, они могут оставаться работать, но уже без нашей поддержки. Объемы стороннего капитала не являются решающим фактором. Финансовая защита у нас очень надежная.
- Брали ли вы на себя предвыборные обязательства?
- Никаких личных обязательств у губернатора Приморского края нет ни перед кем - правительственными структурами, кремлевской администрацией, финансово-промышленными структурами. А все политические обязательства выполнены.
- Имеется в виду назначение в Совет Федерации генерала Валерия Манилова?
- Да. Но я хочу подчеркнуть, что утверждение Манилова связано не с предвыборными договоренностями. Разговор об этом с президентской администрацией состоялся уже после выборов.
- Какова ситуация с криминалом?
- Мы анализировали ситуацию с криминалом, который контролирует те или иные сферы приморской экономики. Уверяю вас, что объем такого контроля не велик и снижается из года в год по той простой причине, что откровенно криминал присутствует только в торговле наркотиками и прочем нелегальном бизнесе. Да, он уходит в легальный бизнес. Но это - законы мировой экономики, от которой мы значительно отстали. Я верю, что период первоначального накопления капитала очень скоро закончится.
- Вы встречаетесь с депутатами, которые считались наиболее последовательной оппозицией исполнительной власти. Это проявление прагматизма или попытка достичь компромисса?
- Для меня это взаимодействие очень важно. От слаженной работы двух ветвей власти зависит многое. И хотя я не занимаюсь предстоящими выборами, для меня главное, чтобы в Законодательное собрание края пришли работать нормальные люди, которые ставили бы политику на второй план, кто уже чего-то добился в жизни, для кого политика не самоцель, а инструмент для решения стоящих задач. Эти люди понимают, что невозможно выстроить красивую жизнь, когда 40% населения края живут за чертой бедности.
- То есть из нынешнего состава краевых депутатов по крайней мере половине в политике делать нечего?
- Я бы не интерпретировал так ситуацию. Есть депутаты, которые, не имея какого-то бизнеса, являются вполне грамотными политиками. С ними можно решать и обсуждать экономические вопросы. Здесь важна еще способность публичного политика к принятию не популистских, а экономически необходимых шагов. Для этого требуется определенное гражданское мужество, и, когда депутат идет на это, невзирая на предстоящие выборы, у меня это вызывает уважение.
- Но за вами уже замечены популистские "грешки". Например, вброс в торговую сеть края 20 тысяч тонн рыбной продукции по бросовым ценам.
- Деньги рыбакам уже проплачены, и очень скоро эта рыба появится в продаже. Да, это тупое административное решение в социалистическом духе. Но пока мы будем поднимать жизненный уровень, людям же надо чем-то питаться.
- Что касается жизненного уровня, где обещанные вами зарплаты в 6 тысяч рублей?
- Эту задачу в принципе за меня решил президент Владимир Владимирович Путин, приняв решение о повышении с 1 января зарплат бюджетникам. Но я не отказываюсь и от своих обещаний. Экономика края будет развиваться, будет спрос на рынке труда и конкуренция зарплат.
- Существует ли "список Дарькина" кандидатов в Законодательное собрание Приморского края?
- Нет. Очень много людей советуются со мной на этот счет, но я всем говорю, что решать не мне, а избирателям. Я хотел бы только предупредить: Законодательное собрание - это место работы, а не укрытие от правоохранительного преследования.
- Все мы будем участниками "жизни по бюджету", которую вы предлагаете. Администрация утверждает, что это бюджет социального развития. Но там ради основного приоритета - жилищно-коммунального хозяйства - урезаны социальные программы, плюс жесткое требование перехода к федеральному стандарту по оплате коммунальных услуг, повышение арендной платы за землю. В чем же "социальность" бюджета?
- Здесь вы неправы. Суть нашего подхода в том, что ЖКХ вообще на следующий год выводится из бюджета и переходит на самоокупаемость. Это высвободит средства для социальной сферы, которая претерпела сокращения только в части долгостроев. Нам важно сегодня сохранить текущее обеспечение и выполнить его на 100%, а не "замазывать" глаза заведомо невыполнимыми суммами. Кроме того, выполнив все финансовые требования правительства, мы надеемся получить 11 миллиардов рублей трансфертов. Это, согласитесь, ощутимо для "социалки".
- На каком основании вы будете просить 11 миллиардов?
- Эта цифра складывается по предложенной Минфином методике расчетов. Мы повысили тарифы на оплату ЖКХ, под которые полагаются субсидии. Мы сделали единый тариф на тепло, перевели финансы в краевое казначейство, сделали финансовые планы по месяцам, поднимаем зарплаты бюджетникам, выплачиваем детские и опекунские пособия, сформировали норматив на образование. Мы сделали все, что от нас требовали, и получили такую сумму на финансовое обеспечение поставленных перед нами условий. Кроме того, мы на 30% повышаем в будущем году нашу доходную базу и уже на 101% выполнили доходный план по 9 месяцам текущего года.
- Имеет ли значение отношение к вашей деятельности бизнес-элиты края?
- Безусловно. Тем более что мы параллельно работаем и по наведению порядка в лесной отрасли и рыбном хозяйстве. Реакция бизнеса нормальная. Я ведь многих знаю еще по своему предпринимательскому прошлому, мне проще определять задачи, которые необходимо решать в реальном секторе экономики.
- Кстати, зарплата губернатора позволяет поддерживать стандарты жизни вашего прошлого?
- Нет, конечно. Это 9,2 тысячи рублей, которые я целиком перечисляю в школу, где в свое время учился. У меня есть определенные накопления, на которые я, собственно, и живу.
- Можете ли вы, как, например, Евгений Наздратенко, попросить какое-то предприятие заплатить налоги за год вперед?
- Могу, но я не прошу ни у кого денег, я прошу обеспечить только положенные платежи, и предприятия платят. Если мне понадобятся какие-то деньги вперед, то предприятия пойдут мне навстречу. Но я считаю, что это неправильный подход.
- Правда ли, что между Наздратенко и вами возникли разногласия?
- Я не знаю, что считать разногласиями. У меня по-прежнему ровное отношение к Евгению Ивановичу. Он поддержал меня на выборах, и я благодарен ему за это. Нынешнее отношение ко мне - его личное дело. Я с ним бороться не собираюсь. У меня на первом плане экономика. К сожалению, в мой последний приезд в Москву у нас не получилось встретиться, хотя у меня были вопросы по рыбной отрасли.
- Бытует мнение, что отношения между краем и Владивостоком обречены иметь политический характер.
- Я исключил из наших взаимоотношений с мэром Владивостока Юрием Копыловым всю политику, как бы меня ни пытались втянуть в публичную полемику. Для меня существуют только экономические вопросы, я работаю на основании цифр. Если собираемость доходов во Владивостоке сегодня составляет 68%, то почему я должен ставить наполнение краевого бюджета в зависимость от этих цифр и не переводить предприятия в краевой бюджет? Выполняйте на 100% - и не будет никаких вопросов! Но даже при таком жестком подходе к местным главам мы им помогаем. Например, выделяемые Находке 300 миллионов рублей на закупку топлива - солидная нагрузка на краевой бюджет. Местные главы видят реальную работу, и она не вызывает у них возражений.
- Закупка топлива объединением "Примтеплоэнерго" - в какой-то степени идея прежнего губернатора. Деньги собирались, а потом топливо закупалось по непонятно завышенным ценам.
- С нашими ценами все понятно - мы закупаем по 3200-3300 рублей за тонну. Все под контролем и в правовом поле. Ведь создание "Примтеплоэнерго" подкреплено договорами с главами муниципальных образований. И у заместителя полпреда президента РФ Геннадия Васильевича Апанасенко вопросы возникали только в части договорных отношений. Поскольку такие отношения существуют, то вопрос о монополизации малой энергетики снимается. Геннадий Васильевич согласился, что на данном этапе это правильное решение. Сегодня все ждут зиму как главный оценочный критерий моей работы, но я уверен на 100%, что зиму мы переживем нормально. Если сегодня и есть какие-то проблемы, то по линии тепловых сетей "Дальэнерго". Я отправил две телеграммы - главе РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу и председателю правительства РФ Михаилу Касьянову. По нашим графикам выполнены все работы, кроме тепловых сетей "Дальэнерго". Но даже с этими проблемами мы пройдем зиму.
- Какую главную задачу на ближайшее будущее вы ставите для себя?
- Переломить менталитет чиновников, инерцию их мышления. Банальное, но вечное: не народ для власти, а власть для народа. Для меня не существует в управлении понятия друга. Есть только менеджмент - хороший или плохой. Поэтому я и говорю, что на выборы должны идти люди небедные, чтобы заниматься менеджментом, а не набивать свои карманы. Такой подход помог мне добиться успехов в бизнесе без участия госкапитала. Это мало кому удавалось.