Специалисты утверждают, что красть цветной металл в России за последние семь лет стали чаще раз в двадцать, чем раньше. а последнее время вышло с пяток президентских указов и правительственных постановлений. Прошлогодний, уже "путинский", запрещал населению сдавать промышленный лом. Нынче правительство утвердило своим майским постановлением положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов. Но цветные металлы в стране воровали и воруют по-черному.
Иркутская область в этом плане не исключение. Каждый день правоохранительные органы регистрируют более десятка преступлений, связанных с хищением цветных металлов. Года полтора назад с территории одного военного объекта ловкие ребята умыкнули ракеты - такое сообщение поступило в местную милицию. Слава богу, грузовики с похищенным стратегическим добром милиционерами были остановлены на КПП возле п. Усть-Ордынский.
У руководства Иркутского военного авиационного инженерного института еще свежи воспоминания о дерзком налете на единственный на всю Сибирь авиационный тренажер для подготовки экипажей Ил-76. Сложное оборудование ночные визитеры превратили в груду хлама, изъяв самое ценное. Ущерб составил 24 млн. рублей.
Но воруют не только цветнину. На всю область прогремела и другая история, когда правоохранительными органами Приангарья был задержан состав, в котором находилось столько запчастей для бронетанковой техники, что их, по мнению экспертов, хватило бы на несколько танковых полков. Груз, по сведениям иркутских контрразведчиков, направлялся в одну из стран Юго-Восточной Азии. Естественно, под маркой металлического лома. Ежегодно с территории Восточно-Сибирского региона вывозится около 50 тыс. тонн цветмета на десятки миллионов долларов.
В нынешнем году уже несколько человек стали жертвами битвы за металл. Кого разит электрическим током, кого убивают местные крестьяне. Пару месяцев назад, например, несколько жителей пригородной деревни растерзали группу бомжей, обосновавшихся неподалеку. Один человек был убит, остальные изувечены. За что такая кара? А за металл. Когда в деревне исчез свет, то многие посчитали, что это бомжи срезали провода.
Впрочем, жажда наживы сильнее страха смерти, а уж тем более - наказания. Не так давно сотрудники службы безопасности Братской ГЭС задержали 28-летнего безработного, который проник на территорию высоковольтной подстанции и стащил медную 720-метровую шину стоимостью 42 тыс. руб. Здесь же чуть более месяца назад произошла кража на Братском алюминиевом заводе - объекте не менее охраняемом, чем ГЭС. В ночь с 1 на 2 сентября с завода было похищено более 13 т алюминия. Такой кражи на предприятии, как сообщала пресс-служба, давно уже не происходило. За каких-то полчаса воры погрузили на машину восемь бухт алюминиевой катанки и без проблем выехали за ворота. Правоохранительные органы полагают, что без косвенного и прямого участия работников БрАЗа не обошлось.
Надо заметить, что промышленные предприятия все чаще подвергаются налетам, причем в них участвуют целые криминальные группы. Свидетельством тому - и дерзкое вооруженное нападение на Ангарскую нефтехимическую компанию. Как рассказали оперативники, в одну из июньских ночей прошлого года пятеро вооруженных человек в масках сковали наручниками охранника и пробрались в цех, где находились катализаторные установки. 18 платиновых решеток исчезли в неизвестном направлении, предприятие понесло ущерб на два с лишним миллиона рублей.
Объектами криминальной охоты все чаще становятся обелиски и памятники, установленные знаменитым землякам, погибшим воинам. В небольшом городе Усолье-Сибирское до сих пор не могут забыть суд над двумя вандалами, которые скрутили с воинского мемориала более сотни табличек с именами погибших в годы Великой Отечественной войны солдат. Вся кража потянула на жалких 240 рублей.
Как магнитом притягивает ворье разных мастей и Восточно-Сибирская магистраль. Видимо, потому, что железная. Каждый день на стол начальника отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы, подполковника транспортной милиции Юрия Довгалева ложится свежая сводка о происшествиях. Каждый день в ней по 4-5 случаев хищения цветных металлов.
- Было некоторое затишье летом, - признается Юрий Викторович, когда стали переоформлять старые лицензии на новые. Именно в этот период и снизилась активность охотников за медью и алюминием, поскольку снизился и спрос. Но с октября вновь пошел рост преступлений.
Пессимистические прогнозы бывалого оперативника подтверждаются и цифрами. По данным Восточно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте, с начала года зафиксировано 274 преступления против 251 в прошлом году. Рост, таким образом, составил 9%. На огромном пространстве от Тайшета до Улан-Удэ, если не считать боковых ответвлений, идет самая настоящая партизанская война, угрожающая нормальному функционированию железных дорог. В погоне за грошовым выигрышем злоумышленники безжалостно раскурочивают дорогостоящие технические устройства. И самое печальное в том, что в числе похитителей появились железнодорожники. Только в этом году, по словам Довгалева, с поличным попался 21 человек. Всего же оперативниками УВД задержаны 274 "охотника", 160 из которых оказались безработными.
Криминальный промысел подпитывают нелегальные пункты приема, отличающиеся высокой мобильностью. Сегодня они располагаются не только на предприятиях, но и в квартирах, гаражах, поскольку приносят почти такой же доход, как и торговля самопальной водкой. Сюда сносят мотки вырезанного телефонного кабеля, детали разграбленных трансформаторов, лифтов. Отсюда медь и алюминий идут на более крупные пункты, которые имеют солидную "крышу". На сегодняшний день в Иркутской области всего лишь семь предприятий, обладающих лицензией на заготовку и реализацию металлолома, - год назад их было 64┘
На извечный российский вопрос "Что делать?" у специалистов-радикалов давно уже готов ответ. По их мнению, нужно запретить экспорт лома цветных металлов за кордон, и тогда исчезнет стимул скупать заведомо краденое добро. Есть и другие точки зрения. Но пока теоретики и практики спорят, необъявленная "война" на рельсах продолжается. И не только на рельсах.
Иркутская область