ЗАСЕДАНИЕ Ленинского суда Владивостока по иску городского прокурора к администрации краевой столицы и городской Думе состоялось 11 сентября. Прокурор требовал признать недействительными пункты 5 и 6 статьи 3 Устава Владивостока, которые наделяют мэра неограниченными полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью.
Судебное заседание можно считать логическим продолжением скандальной истории по махинациям с городской недвижимостью, которая получила широкую огласку весной этого года. В качестве обвиняемых по делу проходят девять бывших чиновников мэрии и один действующий заместитель главы администрации. После того как городская Дума в середине августа приняла постановление о временном приостановлении сделок с муниципальной собственностью, в уходящий поезд правосудия решил заскочить и городской прокурор. Хотя, конечно, многие сегодня задаются вопросом: почему положения Устава Владивостока, не соответствующие федеральному законодательству, не были опротестованы еще в декабре 1999 года? Устав принимался на референдуме с подачи тогда еще и.о. мэра Юрия Копылова. Рабочая группа, разработавшая этот основополагающий для жизни города документ, патронировалась непосредственно городским головой. Неудивительно, что устав получился своеобразной индульгенцией на пожизненное владение владивостокской вотчиной.
Ну да бог с ним, с уставом. Заседание по его отдельным статьям практически ничего нового не добавило к политической изоляции, удавку которой мэр Копылов самолично затягивает на своей шее. Суд наделил Думу правом устанавливать порядок владения, управления и распоряжения муниципальным имуществом. Вместе с тем за главой города по-прежнему сохранилось право передать муниципальную собственность в иные ее виды. Однако уже в понедельник, после получения мотивировочной части судебного решения, Дума или прокурор скорее всего подадут кассацию, и окончательный исход этого дела вряд ли будет в пользу мэра. Против федеральных законов не попрешь. Да и в мэрии, похоже, не очень-то и верят в благополучный для нее исход дела. Ведь на самом деле заседание суда по уставу должно было состояться еще 7 сентября, но было перенесено на основании заявления юриста городской администрации, который сообщил, что с 1 по 4 сентября находился в командировке и не имел возможности подготовиться к судебным разбирательствам. Затягивание процесса городской администрацией свидетельствовало о растерянности владивостокского мэра. Он допускает много ошибок, которые, как предполагают в Приморье, могут стоить ему должности главы.
Копылову действительно нужно перевести дух, с тем чтобы найти более гибкие политические пути выхода из нынешней, тупиковой для него ситуации. Суть ее наглядно продемонстрировала заочная перепалка в приморских СМИ между мэром Копыловым и первым вице-губернатором Александром Линецким на минувшей неделе. Стартом взаимного пикирования послужило очередное заседание штаба по подготовке края к зиме. Доклад заместителя мэра Владивостока на этом заседании был назван липой, а заместитель руководителя департамента краевой администрации по ЖКХ и топливным ресурсам Александр Житков даже сослался на некоторую неафишируемую информацию контролирующих федеральных органов, где ход подготовки к зиме во Владивостоке изобилует фактами о финансовых нарушениях. После заседания штаба сначала первый вице-губернатор публично раскритиковал администрацию Владивостока, затем с ответной речью выступил Юрий Копылов, призвав Александра Иосифовича не устраивать "одесский базар".
И тем не менее перепалку двух чиновников вряд ли можно считать началом полномасштабной войны, которая с момента избрания губернатором Сергея Дарькина носит пока латентный характер. В приморских журналистских кулуарах до сих пор смакуют изрядно преувеличенную фразу Дарькина на предмет того, что ему осталось только разобраться с Копыловым. И хотя новый губернатор скорее всего не имел в виду жесткое противостояние а-ля Наздратенко-Черепков, Копылов ему действительно не нужен. Владивосток - сердце Приморского края, "пламенный мотор", управлять которым должен свой человек. Считать таковым Копылова, который отличился весенними метаниями от Наздратенко к замполпреда Апанасенко, Дарькин не может. Есть мнение, что на место Копылова метит Александр Линецкий. Но даже при таком практичном прицеле "съедать" владивостокского мэра до зимы Дарькину резона нет. Для этого нужен серьезный повод, на роль которого претендует отопительный сезон.
Владивосток сегодня в отстающих. Город влезает в долги к коммерческим банкам, форсируя финансирование подготовки к зиме, но злополучное 1 октября уже не за горами, а на начало сентября администрация Владивостока профинансировала ремонтно-восстановительные работы всего на 12% от необходимого. К этим цифрам можно будет вернуться в случае зимних провалов и тогда уже поговорить о профпригодности городских властей. Это то, что касается видов на будущее. Политическая же подоплека критики мэра первым вице-губернатором сегодня соотносится больше с выборами в краевую Думу, которые состоятся 9 декабря. Копылов уже успел публично заявить о необходимости переизбрать новых депутатов от Владивостока в краевой парламент. Практически все они шли в свое время на выборы под флагом Виктора Черепкова, и, естественно, действующему мэру они не союзники. Между тем 12 депутатов - это почти треть Законодательного собрания, то есть довольно влиятельная политическая сила в крае с учетом права депутатов двумя третями голосов объявлять вотум недоверия губернатору.
Есть, конечно, приморские районы, где ситуация и похуже, но там краевая администрация имеет возможность держать глав на жестком финансовом поводке, переведя муниципальные бюджеты на обслуживание в краевое казначейство. Что же касается Владивостока, то здесь мэр занял круговую оборону, не допуская никого к проверке бюджетных дел краевой столицы. Отчасти Копылов прав, жалуясь краевым депутатам и городской общественности по поводу того, что город обдирают как липку, практически ничего не возвращая из трансфертов. Но, отфутболивая "посторонних" от финансов Владивостока, он практически ходит по замкнутому кругу: проверка - трансферты - налоги. Блуждать в этом коротеньком лабиринте он мог до окончания срока своих полномочий, если бы имел хоть каких-то союзников. Но единственного потенциального партнера в традиционном противостоянии края и столицы в лице избранной наконец городской Думы он, похоже, уже потерял.
По иронии судьбы именно Копылов инициировал проверку городского Управления муниципальной собственностью. Не исключено, что одним из мотивов инициативы мэра была попытка навсегда скомпрометировать бывшую администрацию Черепкова, который остается для него самым опасным соперником на следующих выборах городского главы. Однако, когда затевалась проверка, краем управлял всесильный патрон Копылова Евгений Наздратенко. С уходом Евгения Ивановича весь инициированный Копыловым негатив по деятельности бывших чиновников обернулся против него.
Чтобы удержать ситуацию под контролем и не перескочить за красные флажки, которыми его обложили со всей очевидностью, Копылову не стоило портить отношения с городской Думой. Быть может, интуитивно понимая это, совсем недавно мэр выступил со сдержанной похвалой в адрес депутата Зверева, возглавляющего в Думе комитет по бюджетной политике. Но в то же время мэрия вернула около 20 депутатских запросов, большая часть которых была оформлена именно Зверевым. Более того, на 24 сентября назначен суд по иску одной из окружных избирательных комиссий к городскому депутату Вере Новицкой. 6 августа Новицкой уже приходилось защищать в суде результаты выборов по округу, в котором она победила. Жалобу тогда подавал ее бывший соперник г-н Гринькин. Суд Гринькин проиграл, жалобу отозвал. И вдруг откуда ни возьмись - окружная комиссия, которая в своем иске жалуется на то, что не смогла присутствовать на первом судебном заседании "по делу Новицкой".
То есть насчет "вдруг" все понятно. Вряд ли можно найти хоть одну избирательную комиссию, которая будет добровольно опротестовывать завизированные ею итоги выборов. Естественно, что ветер дует из городской администрации. Если удастся выбить хоть одного депутата из нынешнего состава городской Думы, то она будет постоянно балансировать на грани кворума. Тогда достаточно "договориться" с одним депутатом, чтобы Дума не могла собраться по тому или иному неприятному для мэра вопросу. В принципе логично, но очень уж косно, и такая политическая косность дорогого стоит. Сегодня городская Дума еще слишком слаба, чтобы обучать мэра цивилизованным принципам коллективного самоуправления, но при поддержке краевой Думы и администрации Приморского края она набирается сил и опыта. Портить с ней отношения - серьезный просчет. Даже если мэру Владивостока действительно нечего скрывать от горожан и их избранников.
Владивосток