ВО ВТОРОЙ половине дня 31 августа поставлена последняя точка в истории с поимкой беглецов из Тулунской тюрьмы, располагающейся в Иркутской области. В ста километрах от райцентра Куйтун местными милиционерами задержан последний из остававшихся на воле особо опасных преступников - убийца с огромным стажем Николай Сухачев. Как уже сообщала "НГ", вместе с тремя подельниками, такими же матерыми убийцами, он в ночь с 20 на 21 августа покинул стены Тулунской тюрьмы. Во время побега один из заключенных убил охранника.
Поимку преступника, как сообщил корреспонденту "НГ" заместитель начальника ГУИН по Иркутской области полковник Владимир Никитеев, затруднили сразу несколько обстоятельств. Во-первых, большая зона поиска. Во-вторых, умение Сухачева ориентироваться в больших лесных массивах. Его сокамерники рассказали, что Сухачев опытный таежник. Он хитер и изворотлив, контактен, способен вызвать доверие, любит представляться бомжом. Но уязвимым местом душегуба является хронический ревматизм и колики в животе - заключенный вынужден постоянно принимать болеутоляющие препараты. А потому, по мнению оперативников, вынужден будет обращаться в аптеки или к сердобольным гражданам. На этот счет были оповещены все медицинские работники и местное население. Расчет на бдительность людей, в общем-то, оказался правильным: сутулого мужика в оборванной одежде в Куйтуне на железнодорожной станции заприметили сразу и тут же сообщили в милицию. При аресте заключенный не сопротивлялся. Теперь к его огромному сроку в 26 лет добавится новый.
Между тем в Тулуне продолжается разбор "полетов". В тюрьме уже который день работает оперативная группа ГУИН, которую возглавляет начальник управления генерал-лейтенант внутренней службы Борис Гроник и прибывшие из Москвы специалисты Министерства юстиции. В личной беседе заместитель начальника управления Владимир Никитеев был скуп в комментариях, но подтвердил, что дерзкому побегу опасных рецидивистов способствовали нарушения правил службы, допущенные погибшим сотрудником учреждения и его коллегой. Тулунская тюрьма - одна из так называемых крытых зон, которых всего четыре в России. В них содержатся, как считается, "под неусыпным контролем", рецидивисты-большесрочники, матерые убийцы и насильники, крупные криминальные авторитеты. В Тулунской, например, в свое время хлебал баланду Япончик, другие известные воры в законе.
Теперь, спустя десять дней, можно говорить о некоторых подробностях нашумевшего побега. По официальной версии, в нарушение режима поздним вечером 20 августа двое сотрудников охраны, вооруженные лишь дубинками, открыли одну из камер, в которой находились Олег Павлов, Виталий Ермакинов и Сергей Симкин. Как только порог перешагнул один из работников, он тут же получил смертельный удар по голове. Досталось, но меньше и второму надзирателю. Выхватив ключи, преступники бросились к соседней камере, открыли дверь и предложили ее обитателям бежать вместе. Согласился лишь один Николай Сухачев.
Далее заключенные, как стыдливо признаются работники ГУИН, нейтрализовали еще одного охранника - женщину, которая по неизвестным причинам не стала применять оружие. До сих пор непонятно, как беглецы сумели преодолеть и внешнее кольцо охраны. Эти вопросы выясняет сейчас и оперативная группа, и другие контролирующие органы. Но факт остается фактом: впервые в двадцатилетней истории Тулунской "крытки" совершен массовый побег с убийством сотрудника.
Как считают в ГУИН по Иркутской области, работы по поиску и задержанию особо опасных преступников были организованы на хорошем уровне. В район чрезвычайного происшествия оперативно прибыл отряд специального назначения ГУИН, только что вернувшийся из Чечни, к делу подключились сыщики областного Управления внутренних дел. По горячим следам уже на второй день возле деревни Шуба Тулунского района был задержан Виталий Ермакимов. Затем в руки милиционеров угодил и организатор побега Олег Павлов. А почти через двое суток, 25 августа, бойцы спецназа выследили Сергея Симкина. Поняв, что он окружен, Симкин с ножом бросился на спецназовцев, стремясь прорвать окружение. Преступника не остановили даже предупредительные выстрелы, и пришлось применять оружие на поражение. Раненного в голову Симкина доставили в Тулунскую районную больницу, где он через несколько часов скончался. Известно, что за Симкиным числилось семь доказанных убийств, 24-летний охранник Тулунской тюрьмы стал восьмой жертвой рецидивиста. Примечательно, но в этой же больнице от сердечной недостаточности умер и подельник Симкина Павлов, которого госпитализировали сюда днем раньше с жалобами на боли в сердце.
Стоит заметить, что масштабные поисковые мероприятия, кроме пойманных беглецов, принесли и другие результаты. За неделю операции задержано пять преступников, покинувших спецучреждения в разные годы. И тем не менее по репутации Главного управления исполнения наказаний по Иркутской области нанесен ощутимый и болезненный удар.
Иркутская область