В Чечне начали выходить общереспубликанская и десять районных газет. Планировалось, что все они выйдут одновременно. Но республиканская газета "Вести республики" была издана с опозданием на неделю. Официальное объяснение - "технические причины". Однако корреспонденту "НГ" стало известно, что тираж был полностью отпечатан в типографии на военной базе в Моздоке и пошел "под нож" из-за того, что выездная бригада одной из центральных газет, занимавшаяся выпуском номера, допустила настолько серьезные ошибки, что распространять газету среди населения было невозможно. Несмотря на это, чеченские власти деликатно поблагодарили молодых московских журналистов и проводили их домой едва ли не с почестями.
Как бы то ни было, сейчас в Чечне помимо "Вестей республики" выходят газеты "Маршо" (Урус-Мартановский район), "Возрождение" (Старопромысловский район Грозного), "Зов земли" (Грозненский район), "Притеречье" (Надтеречный район), "Терская правда" (Наурский район), "Терская новь" (Шелковской район), "Зама" (Шалинский район), "Вести Грозного" (городская газета чеченской столицы), "Орга" (Аргун), "Гумс" (Гудермесский район). Как видно, в горных районах газеты пока не выходят, поэтому министр Чеченской Республики по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Василий Василенко в интервью "НГ", которое публикуется ниже, немного лукавит, когда говорит, что "в каждый дальний аул придут свои газеты". В принципе до чеченских гор можно довезти даже "Независимую газету", но своих изданий в горных районах, где и скрываются лидеры чеченских сепаратистов, пока нет.
Все 10 газет имеют не менее чем полувековую историю - "Маршо" на днях даже отметила свое 70-летие, - однако в последние годы по известным причинам они выходили крайне нерегулярно. Издания финансируются правительством Чечни, хотя их учредителями являются местные администрации, и распространяются бесплатно. Как долго чеченские власти смогут выделять на эти цели средства, пока неясно. Тираж газет колеблется от 3 до 10 тысяч экземпляров. По качеству полиграфии они не хуже и не лучше, чем многочисленные провинциальные газеты, издающиеся на просторах России. Все газеты - на русском языке. Исключения составляют маленькие публикации стихов или официальных обращений на чеченском.
Естественно, значительную часть газетного пространства занимают продублированные во всех изданиях сообщения о деятельности администрации и правительства республики. Большинство газет опубликовало резолюцию Европейского парламента о ситуации в Чечне. Во многих газетах героями номеров становятся известные для всех чеченцев земляки. Значительное место отводится вопросам ислама под характерными заголовками "Религия мира и добра". Литературные страницы, программы телепередач, статьи на социальную тематику - все, как в обычных газетах российской провинции. Конечно, продолжающаяся война не могла не найти своего освещения на страницах чеченских газет. В основном это выражается в постановке проблем урегулирования отношений между военными и местным населением. Но что сразу бросается в глаза, так это полное отсутствие каких-либо публикаций, так или иначе упоминающих боевиков и лидеров чеченских сепаратистов. Их имена и какие-либо действия для этих газет просто не существуют. Некоторые наблюдатели связывают это с боязнью чеченских журналистов расправы со стороны экстремистов. Однако скорее это вызвано идеологической установкой, связанной с наложением полного табу на упоминание сторонников идеи "независимой Ичкерии".
Выступая на презентации газеты "Вести республики", глава администрации Чечни Ахмат Кадыров призвал журналистов стремиться к объективности и взвешенности при освещении событий в Чечне и напомнил, что им приходится постоянно рисковать жизнью. На вопросы "НГ" о деятельности в Чечне СМИ и общем информационном пространстве ответил министр Чеченской Республики по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Василий Василенко.
- Василий Анатольевич, недавно в Чечне вышли первые 10 районных газет и одна общереспубликанская. Какое место в работе правительства республики занимают СМИ?
- Сегодня действительно очень важный момент. Это этап воссоздания, возрождения чеченской прессы. Мы шли к этому очень долго. Необходимо было наладить механизм выпуска прессы, найти и поднять людей, прояснить ситуацию о состоянии, в котором находятся редакции газет. Всю эту работу наше министерство провело. В преддверии выпуска мы вывозили чеченских журналистов в Ростов-на-Дону, где провели для них семинар. Значение выхода первых газет, безусловно, велико. Представьте, в каждый район, в каждый дальний аул придут свои газеты, которые люди долгое время вообще не видели. До них дойдет информация. Сегодня газеты в определенном смысле даже более ценны, чем хлеб, потому что для людей, особенно живущих в отдалении, куда не "добивает" телевизионный или радиосигнал, это единственный источник информации. Поэтому если созданная нами схема будет четко работать, без помех и срывов, то это означает, что мы покончим со слухами, дезинформацией со стороны деструктивных сил и люди будут знать, что делают администрация и правительство Чечни, чем живет и дышит республика. В августе начнется восстановление редакционно-издательского комплекса "Грозненский рабочий". Это позволит печатать газеты в чеченской столице, а не в соседних регионах.
- Как обстоит ситуация с телевидением?
- Государственная телерадиокомпания ЧР до недавнего времени работала в Гудермесе. С переездом в Грозный правительства сюда переезжает и ГТРК. Компания сейчас обустраивается в своем здании. Им нужно учесть все технологические моменты, поставить "релейку", уплотнить связь и прочее. ГТРК ЧР, выходя на втором канале, покрывает всю равнинную часть. Кроме того, сигнал с горы Ястребиной близ Грозного будет усиливаться, и жители смогут принимать первый и второй каналы вещания. То есть сегодня телевидение в Грозном есть.
- Не опасно ли в Чечне работать журналистом?
- Вы же видели листовки, в которых так называемый шариатский суд подписал смертный приговор всем, кто сотрудничает с властью, в том числе и журналистам. Безусловно, доля опасности объективно существует. Люди видели много крови, смерть дышала им в лицо. Но запугать этих людей уже нельзя. Тем не менее, отвечая на вопрос, опасно ли работать журналистом в Чечне, я могу сказать утвердительно. Было много случаев, когда у местных телевизионщиков отбирали автомашины, аппаратуру, угрожали им. Бандиты прекрасно знают, где живут журналисты. Угрозы сыпались и в их адрес, и в адрес их родственников. Но сегодня уже решаются вопросы обеспечения безопасности журналистов.
- Лидеры экстремистов не дремлют и на информационном фронте. Они издают свои газеты, выходят в телеэфир. Ведется ли какая-то работа по борьбе с этим?
- То, о чем вы говорите, было на первом этапе войны. Сегодня они такую работу не ведут. Сейчас только издаются листовки, но спецслужбы изымают большое количество подпольных типографий, печатных устройств. Поэтому печатная продукция практически не распространяется среди людей, количество таких фактов сведено к минимуму. Что касается выходов в эфир, то этого тоже уже нет. Чтобы выйти в эфир, нужно не только умение и смелость, но и техника. Да, разовые случаи были. В одном из районов спецслужбы засекли выступление Масхадова - экстремисты вторгались в эфир и ставили записанную ленту. В целом такого уже не происходит. Одновременно, налаживая систему четкого официального информирования населения, мы решаем много проблем. Когда люди будут получать правдивую информацию, они перестанут воспринимать все остальное.
- Как вы собираетесь работать в информационном плане с московскими СМИ?
- Уже практически налажен плотный контакт с различными изданиями, телекомпаниями. Московские телевизионщики переедут из Ханкалы в Грозный. Мы приглашаем к сотрудничеству всех пишущих журналистов, предлагаем им освещать вопросы мирного становления республики. Если какое-то издание проявит интерес к чеченской проблематике, мы будем его приветствовать и поддерживать.
- Работая в Москве, я, например, в лентах агентств каждый день вижу по несколько сообщений из аппарата Сергея Ястржембского, силовых структур и крайне редко - из правительства Чечни...
- Сейчас уже налажена связь, работает наше министерство, пресс-служба администрации и правительства Чечни. Определенная работа, безусловно, проводится, и информация направляется в агентства и газеты. Другое дело, что, может быть, еще в недостаточных объемах.
Грозный-Москва