В ЯНВАРЕ 2001 года мы как-то незаметно перешагнули через одну примечательную датку - полгода укрепления вертикали власти посредством института полпредов.
В принципе четкого представления о концепции этой самой вертикали пока нет. Во всяком случае, в Дальневосточном федеральном округе. Но поговорить о промежуточных результатах смысл есть. За эти полгода в политическом плане для Дальнего Востока наиболее знаменательным событием стала "добровольная" отставка приморского губернатора Евгения Наздратенко. Что же касается экономики, то позитивных изменений не произошло - повысились энерготарифы, ввели рыбные аукционы. Полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский здесь, собственно, ни при чем. Но это как раз и настораживает. Ведь только он от лица дальневосточников имеет теперь доступ к президенту и раз в три месяца докладывает ему о результатах своей работы и о положении дел в регионе.
УДАРИМ БРАКОНЬЕРСТВОМ ПО АУКЦИОНАМ!
Накануне принятия знаменитого правительственного постановления "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" губернаторы "рыбных" регионов собирались на совещании у полпреда и даже убедили его в том, что вводить рыбные аукционы при существующем состоянии рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих мощностей несвоевременно. Полпред пообещал доложить о мнении дальневосточников президенту. Доложил. Но 17 февраля состоялся первый аукцион, на котором было выбрано всего 20-25% квот по начальной цене, а сотни судов по всему Дальнему Востоку встали на прикол.
- Нам даже научные квоты не подписали! - жаловался в одном из интервью губернатор Корякии Владимир Логинов.
Характерно, что именно в этот период активизировались браконьеры. Свидетельством тому - скандалы с затоплением одного российского траулера пограничниками и бегством другого в Японию. Впрочем, самые интересные данные по браконьерству можно почерпнуть не в пресс-релизах пограничников, а в котировках цен на платные биоресурсы, публикуемых в японских газетах. Например, "Сифудз ньюс" представила читателям, по итогам января, ценовую таблицу поступивших в порты Японии краба и креветки. Спрашивается: откуда дровишки, когда российские рыбодобывающие компании еще не получили разрешения на вылов краба? Есть, конечно, среди поставщиков Канада, Китай, Гренландия, но в основном - Россия. В принципе аукционы со временем выйдут на рассчитываемую правительством рентабельность - серьезные предприятия просто обречены на участие в них, да и краб окупит любые затраты. Другое дело, что квоты могут стать своеобразной аккредитацией на бесконтрольный вылов. А если говорить о прямых потерях для регионов, то аукционы в Москве лишают местные бюджеты соответствующих отчислений от продажи квот. Для Хабаровского края это, может быть, и не такие большие деньги, но для Корякии - очень даже солидное подспорье.
Мог ли Константин Борисович повлиять на ситуацию? А бог его знает. Некогда могущественные связи с Кремлем сегодня стали самой мелкой разменной монетой. О них говорят для продвижения нужного решения или открещиваются в зависимости от политической конъюнктуры. 28 декабря 2000 года в интервью хабаровской газете Пуликовский говорил, что полпреды оказались никому не угодными:
- Для президентской администрации - потому, что могли, минуя кабинеты, напрямую связываться с президентом. Потом оказались неугодны правительству, когда в наши обязанности записали, что все решения правительства и федеральных структур, касающиеся федерального округа и его территорий, должны проходить согласование с полномочным представителем. Мы оказались неугодными и губернаторам, которые увидели в нас надсмотрщиков за их самостоятельностью.
После отставки Наздратенко, в период, когда в Москве решалась судьба бывшего приморского губернатора, дальневосточный полпред, наоборот, выглядел уверенным в своем влиянии на кремлевское руководство и утверждал, что президент не станет встречаться с Евгением Наздратенко и уж тем более не назначит его на министерский пост. То есть определить степень влияния полпредов на продвижение политических и экономических решений в округах трудно. Сдается, что вся эта затея с федеральными округами строится больше на вертикально-властной необходимости, нежели отталкивается от насущных проблем регионов. С одной стороны, вроде неплохо - напоминает прежнюю партийную систему жесткой подотчетности. С другой стороны, если интересы регионов с ней (необходимостью) не совпадают, то их переламывают через колено. Иногда просто больно, как в случае с аукционами. А иной раз с ущербом для имиджа федеральной власти, как, например, с корректировкой президентской программы "Дальний Восток и Забайкалье".
ПРОГРАММА-СКАЗКА
Программа была рассчитана на срок с 1996-го по 2005 год. На совещании в Хабаровске вице-премьер Владимир Христенко сообщил, что срок действия программы пролонгирован до 2010 года, но предложил внести в нее коррективы в "условиях ограниченного финансирования". Все предложения губернаторов были выслушаны вице-премьером с должным вниманием. Однако по окончании совещания стало ясно, что вряд ли большая часть этих предложений "зацепится" за программу, поскольку правительство нацелено на строительство Бурейской ГЭС. Между тем, по словам хабаровского губернатора Виктора Ишаева, достаточно было загрузить на полную мощность Приморскую ГЭС, и регион уже сейчас не испытывал бы энергетического дефицита. В качестве же приоритетов губернаторы называли конверсию оборонных предприятий, реструктуризацию угольной промышленности, реанимацию рыбной отрасли, газификацию Приморского и Хабаровского краев. Экспансивные выступления дальневосточников Христенко назвал местническим мышлением. В свою очередь, губернатор Еврейской автономной области Николай Волков "обозвал" программу сказкой. Что же касается полпреда, то он еще в конце прошлого года заявлял, что не видит для себя задачи, важнее строительства Бурейской ГЭС. Значит, просить у него поддержки было бесполезно. А если дела так пойдут и дальше, то обращаться в аппарат полпредства будут только для трудоустройства и разрешения политических конфликтов, подобных приморскому. Справедливости ради стоит заметить, что Константин Пуликовский публично в основном солидарен с губернаторами и также считает, что для экономического подъема Дальнего Востока требуется государственная воля. Как и хабаровский губернатор, он занимает непримиримую позицию по отношению к спорным с Китаем территориям, считая острова Большой Уссурийский и Тарабарова исключительно российскими. Но воля самого полпреда самым эффективным образом проявила себя только в "деле Наздратенко".
МОЧИТЬ В СОРТИРАХ ИЛИ НА ДУЭЛЯХ?
Хорошо, когда есть инстанция высшего порядка, куда можно пойти с жалобой на произвол чиновников. Плохо, если судьба такой жалобы зависит от межличностных отношений, а аппарат полпреда становится самым действенным оружием в руках политических противников. По Приморью, вернее губернатору Евгению Наздратенко, все было ясно почти с самого начала. Еще в прошлом году Константин Пуликовский представил журналистам своеобразный рейтинг "понимания взаимоотношений" с главами дальневосточных субъектов. По убывающей "взаимопонимания" территории расположились следующим образом: Якутия, ЕАО, Камчатка, Сахалин, Чукотка, Корякия, Хабаровский край, Амурская область, Приморский край. Как видим, на предпоследнем месте в рейтинге фигурирует Амурская область. При таком раскладе совсем не случайной выглядит острая критика полпредом кампании по выборам губернатора в этой области.
- Мерзко, когда избирателям приходится выбирать между обгаженными кандидатами, - сказал Константин Борисович на встрече с руководителями приморских СМИ, обсуждая ситуацию в Амурской области.
Конечно, мерзко. Так ведь на выборную ситуацию можно влиять не только посредством газетных "мочиловок", но и установкой сверху на поддержку того или иного кандидата. А именно так можно расценивать слова полпреда о том, что он будет поддерживать на выборах в Приморском крае своего заместителя Геннадия Апанасенко. Это, конечно, не мерзко, но мало чем отличается от прежней избирательной системы в крае, когда симпатии бывшего губернатора становились определяющими для решений местных избиркомов. А как "пушисто" все начиналось! Полгода назад Константин Борисович неустанно повторял, что наделен только контролирующими функциями. Сегодня эта грань между контролем и управлением сильно размыта. И вот уже пресс-секретарь полпреда г-н Соколовский самолично решает в Приморском крае, куда "пущать" прессу, а куда не следует. При такой системе контроля мимикрирующий подхалимаж впервые после отставки Наздратенко вновь начинает чувствовать себя уверенно. Руководители краевых СМИ, например, рапортуют о готовности послужить на благо новой власти. А местное отделение "Единства" оправдывается, что "вы не так нас поняли, когда мы выражали солидарность с гонимым приморским губернатором".
Но самое главное, что размытая грань между собственными функциями уже заносит полпреда за ощущение реальности. Вызов на дуэль владивостокского мэра и руководителя приморской ВГТРК иначе, как ностальгией по XIX веку, не назовешь. Генерал Пуликовский - человек, безусловно, заслуженный, и оскорблять его, тем более при исполнении, никому не позволено. Но как в таком случае разрешать всевозможные конфликты рядовому гражданину, особенно если он шпагой или пистолетом-с, пардон, не владеет? А кроме того, за получением сатисфакций у полпреда не останется времени и на контроль в чистом виде, и на установление отношений с руководством регионов. Тот же хабаровский губернатор, например, находится после отставки Евгения Наздратенко уже на предпоследнем месте в "рейтинге Пуликовского".
Никто не спорит, что ельцинская система удельных князьков себя дискредитировала. И если все, что сегодня происходит опять же в Приморском крае, не самодеятельность полпреда Пуликовского, то мы наблюдаем установление той вертикали власти, которую президент Путин видит в идеале. Константин Борисович называет это организацией нормальной работы органов управления. На деле "нормальная работа" выражается в строгом соответствии действий краевой администрации "рекомендациям" окружных федеральных структур. Есть только один вопрос в связи с реанимацией этой партийной системы управления: будут ли делать из губернаторов козлов отпущения в случае ошибочного характера "рекомендаций"? В отсутствие внятной государственной программы развития это совсем не праздный вопрос. Одним Приморьем, надо полагать, "рекомендательный" характер работы полпреда не обойдется. Край может стать отправной точкой для организации управляемости регионом. А поскольку не все из действующих губернаторов вписываются в эту концепцию управляемости, резонно поинтересоваться: кто следующий?..
Владивосток