КОГДА в конце 80-х годов Норильский горно-металлургический комбинат имени Завенягина начал эпопею со строительством жилья для своих переселенцев в новгородском поселке Мелиораторов, желающих вступить в созданный для этого ЖСК "Садко" было немало. Поэтому членами его стали только те, кто отработал на Севере не менее 20 лет.
Спустя 10 лет, выплатив комбинату свою долю за строительство, в поселке Мелиораторов в недостроенных коттеджах, на не принадлежащей им земле, без права собственности мыкаются немолодые, с подорванным здоровьем люди. Так им и приказано доживать.
Поначалу, как всегда, все шло нормально. Комбинат даже металл поставлял, чтобы за счет его продажи люди могли строить дома - речь идет о четырех 24-квартирных домах и полусотне коттеджей. Потом, в 1996 г., о поселке и уже живущих там людях забыли. Нет, конечно же, не окончательно, так как администрация Новгородской области время от времени напоминала комбинату о его обязательствах. Ей деваться некуда - переселенцы, не имеющие канализации, не подключенные к очистным сооружениям и прочей инженерной инфраструктуре, уже начали "ходить под себя". Так недалеко и до эпидемии, решили в области, и стали теребить хозяев поселка. Но в далекой Сибири предпочитали не думать о грустном.
Одно время местные власти как могли помогали переселенцам. Но благотворительность для дотационной Новгородчины, как гиря на шее утопленника: на свои проблемы денег не хватает. А "Норильский никель", если верить публикациям, которые появились в прессе в связи с идеей пересмотра итогов приватизации акционерного общества, предприятие не только прибыльное, но и заботящееся о своих работниках, в том числе и о бывших. К тому же для полного обустройства поселка необходимо всего лишь 20 млн. руб. - для такого гиганта буквально мизер.
К тому же норильчане, в свою очередь, бомбардируют новгородцев предложением приобрести готовое жилье для очередных переселенцев, то есть денежки в кубышке для этих целей все-таки имеют. Есть такие деньги - пусть и небольшие - и у государства. Перечисляются они Таймырскому автономному округу, власти которого по согласованию с комбинатом отправляют их на решение жилищных проблем северян-переселенцев. Новгородские власти, обратившись в Госкомсевер, вроде бы получили поддержку этого ведомства, но┘ комбинат не включил жителей поселка Мелиораторов в список получателей. Хотя здесь степень готовности жилья более чем высокая, опять предпочти вбухивать миллионы в "чисто поле".
Зато генеральный директор ОАО "Норильский горно-металлургический комбинат им. Завенягина" Джонсон Хагажеев предлагает новгородцам взять поселок в свою собственность, чтобы, как он пишет, "снять все накопившиеся проблемы по этому вопросу". В общем, с глаз долой, из сердца вон. Новгородцы бы и рады, но прибыль, которую можно получить, даже покончив с незавершенкой в поселке и продав с десяток незаселенных коттеджей и многоквартирных домов, не покроет убытков.
Кстати, неоднократные обращения новгородского губернатора Михаила Прусака к коллеге Александру Лебедю эффекта не дали. Администрация края, отвечают из Красноярска, "в деятельность акционерного общества "Норильский комбинат" вмешиваться не вправе". В результате Михаил Михайлович был вынужден написать президенту. Вправе ли он вмешиваться в деятельность акционерного общества, покажут итоги этого обращения.
Хотя, может быть, помощь президента и не понадобится. Говорят, гендиректор РАО "Норильский никель" Александр Хлопонин баллотируется в губернаторы Таймырского автономного округа. В Новгороде надеются, что тогда уж он сумеет найти деньги, вроде бы перечисленные (как полагают в Новгороде) Минфином для завершения работ в поселке Мелиораторов. Или найдет их на комбинате.
Великий Новгород