КОГДА в августе 1998 г. рухнула пирамида ГКО, многие посчитали, что желающих разбогатеть на халяву в государстве, которое объявило дефолт собственным гражданам, больше не найдется. Как выяснилось, доверчивость наших людей беспредельна. Сразу после судьбоносного августа на Нижегородской земле (откуда стартовал в большую политику "крестный отец" российского дефолта) нашли распространение сомнительные финансовые организации. Что примечательно - сами сотрудники налоговой полиции называют их не иначе как "финансовыми пирамидами". В течение 1999 г. ловкачи из этих контор, выступавших под названиями "Меркурий", "Атлантида" (или даже с известными претензиями - Ассоциация социальных новаций), выкачали из карманов нижегородцев немалые деньги, причем получить их обратно шансов почти нет.
По словам начальника отдела по нарушениям налогового законодательства в кредитно-финансовой сфере Нижегородского управления налоговой полиции Виктора Загрекова, схема изъятия денег у простаков претерпела определенные изменения печально известного "Русского дома селенга", "Хопра" и "Русской недвижимости".
Если раньше финансовые пирамиды проводили широкие рекламные кампании, имели официальные представительства и юридические адреса, то сегодня пирамиды строятся на базе строжайшей конспирации, без излишней рекламной шумихи. Работа с клиентами в новейших финансовых пирамидах базируется на принципе "Привлеки своих знакомых". Как рассказала нам сотрудница одного из нижегородских вузов, на презентацию некой Ассоциации социальных новаций ее пригласил бывший сослуживец, а ныне член этой Ассоциации. На презентации, куда собрались добропорядочные граждане, сватанные своими друзьями и знакомыми, хорошо одетые молодые люди с американскими белозубыми улыбками рисовали перед собравшимися какие-то финансовые схемы, жестикулировали, мило улыбались, долго рассказывая, как делать деньги из воздуха. В конце мероприятия всем предложили заключить договор, велев принести нужную сумму сегодня же, "иначе вы выбываете". Короче говоря, классическая пирамида, или схема многоуровневого маркетинга, - отдаете организации, допустим, 2 тыс. долл., а потом ищете себе подобных клиентов, за привлечение которых вам отстегивают по 500 долл. Когда количество привлеченных достигнет определенной цифры, вы переходите на новый уровень, стрижете купоны, поднимаясь по этажам пирамиды. "Восхождение идет практически по спинам твоих знакомых и друзей, ложащихся штабелями в самый низ пирамиды". Интересно, что, отдав деньги первым, клиенты "атлантид" и "меркуриев" зачастую не могут потом сказать, как и зачем они это делали, поэтому не исключено, что на них оказывается в процессе презентации гипнотическое воздействие.
По словам Виктора Загрекова, доказать противозаконность деятельности "пирамидостроителей" сложно. В большинстве случаев документации по получению денег от граждан не ведется, поэтому непросто определить сумму ущерба, нанесенного госказне из-за неуплаты налогов и клиентам. А суммы эти немалые, если учесть, что минимальный взнос никак не меньше 1 тыс. долл. и на презентацию приглашаются всегда далеко не бедные люди.
Сейчас в отношении руководителей некоторых финансовых пирамид, действующих в Нижегородской области, возбуждены уголовные дела. Им инкриминируется мошенничество и уклонение от уплаты налогов, хотя посадить на скамьи подсудимых организаторов пирамид будет нелегко. Большинство из них действует, прикрываясь фиктивными фирмами, зарегистрированными за пределами Нижегородской области (чаще всего - в Москве). При заключении договоров аренды помещения также пользуются фиктивными документами, причем платят исправно и помногу. Презентации проходят в лучших залах Нижнего Новгорода, что является одной из стратегических целей организаторов - создание видимости респектабельности. Довольно часто красивое облапошивание граждан "под сладкий лепет мандолины" происходит в стенах Нижегородского кремля - в кремлевском концертном зале, под самым боком городских и областных начальников.
Нижний Новгород