Мигранты из Китая и других стран Юго-Восточной Азии активно осваивают российские Сибирь и Дальний Восток. Фото автора |
КРАСНОЯРСК, конечно, не Нью-Йорк с Чикаго, что обросли чайна-таунами, как пилигримский "Мэйфлауэр" ракушками. И даже не Хабаровск, где государственным языком губернии того и гляди станет китайский. Уж больно прытко желтолицый миллиард осваивает дальневосточные российские веси, сопредельные с китайской границей. А вот над Енисеем железная поступь колонизаторских батальонов с Востока пока что не так слышна. Более того, после "черного августа" 1998 года китайцев, например в Красноярске, регистрировать стали меньше. В прошлом году - 436 человек. Публика эта прибывает к нам в основном в качестве туристов и затем целеустремленно знакомится с "достопримечательностями" рынка на КрасТЭЦ, как правило, в течение 15 дней, пока действует турпутевка. Естественно, в паспортно-визовую службу спешат далеко не все. Как минимум треть восточных купцов вершит свое броуновское движение по городу и краю нелегально. Многие мигрируют к нам из соседних регионов. Отторгуются "паленым" "Адидасом" - и назад. А на смену им - новые коробейники. Нелегалов пытаются отлавливать и возвращать в объятия их исторической родины. Но, как признает начальник паспортно-визовой службы УВД Красноярска Елена Маевская, дело это архитрудное. Проверок режима пребывания и протоколов о привлечении нарушителей к административной ответственности - тысячи (порою на одного китайца по нескольку грозных бумаг), а эффекта особого нет. С выдворением иностранцев - сплошные проблемы. Китайцев - в дверь, они - в окно. "Туристы" с неподъемными баулами легко получают за Великой Китайской стеной новые "туристские" паспорта и возвращаются в столь полюбившийся им Красноярский край. Главное, с их точки зрения, не дать властям довести дело до депортации, ибо наличие штампа о депортации в паспорте китайца грозит тюрьмой на родине. В результате год от года все больше великоханьцев оседает в крае на постоянное место жительства.
Еще более трепетно относятся к страшному штампу в паспорте северные корейцы. Что бы ни говорил отец нации товарищ Ким Чен Ир, кушать все равно хочется. А потому в прошлом году в Красноярске было зарегистрировано 800 корейских строителей. Сколько наших бывших братьев по строительству светлого будущего осталось за бюрократическими скобками - вопрос очень темный. Чему, между прочим, несказанно рады многие ушлые наши работодатели. Дело в том, что по российскому законодательству порядок привлечения иностранной рабочей силы предусматривает получение каждым работником индивидуального на то разрешения. Понятно, что такой закордонный наемный труженик обходится работодателю существенно дороже. Вот и не спадает спрос на нелегалов на красноярском рынке труда.
Конечно, действующие законы чересчур либеральны. Тем более что оборотистые командиры производства при необходимости на них откровенно плюют. Штраф, который угрожает работодателю-нарушителю, составляет 41 руб. 75 коп. Это даже не смешно. Вот и спрашивают быстрые разумом хозяйственники докучливых проверяющих: "Сколько тебе сразу штрафных денег дать, чтобы на год вперед хватило?" В целом же, по расчетам миграционной службы, в бюджет края ежегодно не поступает из-за нарушений в этой сфере около 50 млн. руб.
Отдельная песня - депортация. В прошлом году за пределы страны из Красноярского края было выдворено 649 иностранцев, из них 389 китайцев и 236 корейцев. Причем выдворение производится, как предписывает закон, за счет самого выдворяемого. И если у китайских "туристов" с красноярских рынков деньги на это находятся, то с корейцами гораздо сложнее по причине их бедности. Приходится подключать к отправке местные представительства корейских органов власти. В прошлом году штрафников сажали на паровоз группами по 60-80 человек и отправляли на родину.
А вообще механизм выдворения громоздок и неэффективен. Для начала необходимо дважды задержать иностранца, задокументировав нарушение им правил пребывания в России, возбудить в связи с этим уголовное дело и обязать нарушителя под расписку покинуть пределы страны. И только на третий раз можно выдворять его под конвоем в 48 часов. Какая уж тут действенность борьбы с нелегальной миграцией, если в 1999 году реально удалось довезти под конвоем до Наушек и сдать пограничникам только трех китайцев.
Многие этнические общины нелегальных выходцев с Дальнего Востока весьма монолитны и практически непроницаемы для чужаков, в том числе и для правоохранительных структур. Хотя пик криминальных "разборок" внутри дальневосточных диаспор позади, криминальный пульс в общинах все же прощупывается. Например, китайцы поставили на поток кражу и вывоз в Поднебесную больших породистых собак, которых им недавно разрешило держать правительство. На этой почве в Красноярске была уже масса стычек восточных гостей с горожанами. В последнее время приезжие с Востока все активнее проявляют себя в наркобизнесе. В январе в Красноярске взяли с героином вьетнамца. В прошлом году задержали корейцев с 1,6 килограмма опиума. Нет сомнений, что китайско-корейского колорита в милицейских сводках скоро станет еще больше.
Красноярск