Владимир Семенов. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
- ВЛАДИМИР МАГОМЕДОВИЧ, как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на Северном Кавказе и в России?
- Все люди рождены для восхождения. Идут в одной связке, в единой цепи, где каждое звено отвечает за общую судьбу. Это хорошо знают у нас на Кавказе, но, к сожалению, не всегда следуют этой истине. В результате - конфликты групповых, клановых и местнических интересов, отсюда - разобщенность, сепаратизм и вражда среди восходящих. В итоге стопор в движении к заветной вершине, что и имеем мы сегодня на Северном Кавказе. Но это еще не все.
Северный Кавказ - это часть России. И нераздельность исторических судеб наших народов в сегодняшнем противоборстве особенно очевидна. Только в составе России, вместе с русским народом возможен выход из того тяжелейшего кризиса, в котором мы оказались.
Все беды России адекватно и многослойно проецируются на Кавказ. Выбраться самим, в одиночку, независимо от ситуации в России - наивные, более того, невежественные мечтания. У нас единый путь, единая судьба, а впереди - единая победа.
Скажу по-военному честно и прямо, если вести дело так, как оно ведется сейчас, - вяло, рыхло, нескоординированно, противоречиво, если не поставить заслон коррупции, организованной преступности, чиновничьему беспределу, если не вытянуть на свет теневую экономику, шансов выбраться из того состояния, в котором мы все оказались, чрезвычайно мало.
- Так с чего же, по вашему мнению, нужно начинать это восхождение?
- Выскажу, что выстрадал бессонными ночами, во что искренне и глубоко верю. Сегодня все как бы замкнулось на экономике. Но правильно ли это? Для меня это далеко не очевидно.
Экономика, если рассуждать здраво, вовсе не самоцель, а в конечном итоге лишь средство поддержания жизнеспособности общества. Вот этот прикладной, во многом производный от человека характер экономики у нас прочно забыт. Все поставлено с ног на голову: не экономика для человека, а человек для экономики.
Экономику начинают выводить из самой экономики, манипулируя экономическими категориями, макро- и микросхемами, прочими атрибутами экономической теории. И тут возникает правомерный вопрос: а можно ли получить какой-либо позитивный результат, занимаясь всей этой экономической эквилибристикой и параллельно обрушивая отечественное производство?
- Или другой вопрос: можно ли построить эффективную, социально ориентированную экономику в криминализированном обществе?
- Это непраздные вопросы. Они приводят к выводу, что, занимаясь экономикой, мы не должны забывать о других общественных целях и ценностях. Более того, именно на других направлениях общественной и государственной жизни могут открыться дополнительные возможности и перспективы развития нашей экономики.
Прежде всего необходимо нащупать и сформировать систему стабилизирующих факторов, способных удержать экономику России от дальнейших кризисов.
Среди известных человечеству инструментов стабилизации, повышения устойчивости, наведения порядка есть ключевое звено - право, правовая система, способная надежно противостоять разрушительным тенденциям, пресекать любые неправовые действия, обеспечивать защиту тому, что несет возрождение России.
- Как вам представляется практический механизм реализации высказанных вами идей?
- Во-первых, необходимо на федеральном уровне в полной мере осознать, что региональное нормотворчество в той части, в которой это закреплено в Конституции РФ, является действительно собственным делом субъектов Федерации.
Во-вторых, необходимо создать реальный механизм оказания помощи и поддержки субъектам Федерации в законотворческом процессе.
В-третьих, акцент корректировки регионального законодательства должен быть смещен со стадии, когда оно уже вступило в действие, на стадию его разработки. Изменить то, что уже принято, несоизмеримо сложнее и дороже, чем не допустить принятия необоснованных, недостаточно взвешенных решений. И наконец, необходима специальная система мер по повышению культуры региональных законодателей.
Следовательно, речь пойдет о создании постоянно действующего, компетентного, эффективного механизма оказания субъектам Федерации всей необходимой помощи и поддержки в крайне непростом, специфическом деле нормотворчества.
- А что вы считаете необходимым сделать на правовом поле республики?
- Правовая система нашей республики также нуждается в серьезнейшей корректировке. Остро необходимы 35-40 качественно новых законов, способных обеспечить порядок и стройность в системе управления социально-экономическим комплексом республики, создать благоприятный инвестиционный климат для российских и зарубежных инвесторов, навести порядок с местными налогами и сборами, решить ряд других задач, призванных достроить государственность Карачаево-Черкесии. Особо хочу отметить необходимость скорейшего принятия закона о Конституционном суде КЧР. С его деятельностью я связываю большие надежды на установление конституционного порядка в нашей республике.
- Вы недавно заняли пост главы Карачаево-Черкесской Республики. Какое "хозяйство" вы получили в наследство от своих предшественников?
- 40 лет службы в армии приучили меня к дисциплине, к неукоснительному исполнению требований закона. Придя "на гражданку", возглавив исполнительную вертикаль в республике, я был потрясен степенью расхлябанности, отсутствием нормальной дисциплины. Принятые решения исполнялись крайне небрежно. К примеру, в основательно проработанной программе "Социально-экономическое развитие и стратегия деятельности правительства республики на 1997-2000 гг." было заложено много разумных, дельных предложений, достаточно взвешенно выбраны основные направления экономического роста, предусматривалось оказание государственной поддержки перерабатывающей промышленности, энергетическому комплексу, всем предприятиям и производствам. Однако эта программа была фактически провалена, в том числе по вине федерального Центра, не обеспечившего достаточное финансирование намеченных мероприятий.
Первое ознакомление в новой должности с положением дел в экономике Карачаево-Черкесии произвело на меня удручающее впечатление. Еще сравнительно недавно благополучная и социально спокойная республика находится в невиданном прежде экономическом упадке. Глубокий затяжной спад поразил и без того небогатое промышленное производство. Особенно пострадали предприятия пищевой промышленности.
Упало производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с 1991-1995 годами: сбор зерновых - примерно на 30%, сахарной свеклы - на 42%, подсолнечника - более чем в два раза. В упадок приходит животноводство республики.
Необходимо неотложно выстраивать перспективную программу деятельности, находить точки роста, создавать опорные пункты новой хозяйственной политики, подбирать профессиональные кадры на ключевые направления развития. Однако крайне сложно менять сложившийся десятилетиями, во многом порочный стиль управления экономикой республики, в которой основные отрасли хозяйства, ведущие производственные объекты были как бы поделены между отдельными кланами, автономно и бесконтрольно управлявшими своей "вотчиной". Конечно, здесь я несколько огрубляю действительность, обнажая суть дела.
Карачаево-Черкесия представляет собой, образно говоря, некий айсберг. Надводная часть была старательно украшена рекламными, витринными экспонатами, предназначенными для внешнего обозрения, и она тщательно поддерживалась в состоянии привлекательности и правдоподобия. На огромной подводной части айсберга все шло своим чередом.
- Каковы планы нового руководства Карачаево-Черкесии?
- На основе анализа непростых реалий, сложившихся в Карачаево-Черкесии, родилась новая динамичная программа действий - мобилизационный проект возрождения республики, как мы его называем.
Основной принцип, который был положен в основу работы и явился лакмусовой бумажкой при формировании новой команды, заключался в следующем: если ты должен решить поставленную перед тобой задачу - найди способ ее решения, неразрешимых проблем нет!
Мобилизационный проект еще не завершен. Он в работе, но основные вехи предстоящего восхождения уже обозначились.
Первое - человеческий фактор. Остро нужны специалисты - созидатели всех национальностей, способные приподняться над групповыми, местническими, клановыми интересами и начать активно и устремленно действовать в интересах республики. Они должны составить костяк новой команды, нового поколения руководителей.
Второе - восхождение к праву. Это - многоуровневая, крайне важная и сложная задача.
Вот ее основные составляющие:
- внесение изменений в Конституцию КЧР; создание нового поколения республиканских законов;
- обеспечение неукоснительного исполнения требований федеральных и республиканских законов;
- укрепление правоохранительных органов и прежде всего судебной системы республики. Создание Конституционного суда КЧР;
- подготовка и подписание с федеральными властями пакета документов о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и КЧР;
- внедрение гражданского права, гражданско-правовой идеологии во все нормы экономики, в поведение людей.
Третье. Разработка программ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в 2000-2005 годах. Подготовка проекта постановления правительства РФ на эту тему. Внесение этого проекта в правительство РФ, защита интересов КЧР при согласовании этого проекта в федеральных ведомствах.
Четвертое. Государственной собственности - правовую защиту. Тут требуется краткий комментарий.
Разбираясь с государственной собственностью в республике, мы обнаружили существенный недостаток в действующем законодательстве о приватизации. Он заключается в отсутствии правил о сохранении и строгом поддержании целевого характера приобретенных в ходе приватизации имущественных комплексов.
Актуальной остается задача разграничения собственности между федерацией и ее субъектами, а также закрепление права собственности на некоторые виды недвижимости за муниципальными образованиями.
Основная точка роста экономики республики - сельское хозяйство. Убежден, что именно здесь заложены главные истоки и резервы нашего восхождения к благосостоянию.
Важно разработать и осуществить меры по созданию самого благоприятного инвестиционного климата в республике. Благодаря ресурсному обеспечению Карачаево-Черкесия, я уверен, в ближайшее время войдет в десятку самых притягательных регионов для потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов. Мы сейчас работаем над перспективной идеей - создание ярмарки инвестиционных проектов на основе постоянно действующей выставки под условным наименованием "Кавказский промышленник". Конечно, лучше, чтобы в реализации данных идей были объединены ресурсы всех субъектов Федерации, входящих в Межрегиональную ассоциацию "Северный Кавказ".
Созидательный потенциал этих объединений поистине огромен. По моему глубокому убеждению, он реализуется только на 5-7% от реальных возможностей. Многие крупные проблемы, стоящие перед регионами, требуют не разрозненных, а хорошо скоординированных усилий, согласованных действий.
Сейчас перед нами остро стоит проблема привлечения иностранных инвесторов. Проведенные мною переговоры с рядом из них выявили главные препятствия для крупных инвестиций: отсутствие надежных гарантий возврата вложенных средств и правовая неясность самого механизма возврата. А если бы мы в рамках ассоциации "Северный Кавказ" создали единый мощный залоговый механизм, обеспеченный нашей совокупной ресурсной базой, то ситуация с инвестициями могла бы измениться кардинальным образом.
В этой связи мы вышли на контакт с Юридической палатой Межрегиональной ассоциации "Центральная Россия", будем договариваться о сотрудничестве. Нам остро необходима помощь Юридической палаты в правовом сопровождении всего нашего мобилизационного проекта.
Отдельный участок приложения наших сил - Теберда, Домбай, Архыз. По своим природно-климатическим условиям эти места поистине уникальны. Одни только горнолыжные курорты Теберды и Домбая могли бы приносить республике многомиллионные доходы. А Западная Европа страшится этих мест, хотя они находятся далеко в стороне от Чечни.
Важно сломать эти стереотипы и предубеждения и вернуть Северному Кавказу образ мирной, гостеприимной и необычайно красивой земли с самобытной культурой.
Еще один большой вопрос - дороги. Нам особенно важно пробиться к морю. Это значительно облегчит доступ к освоению многих природных богатств. У нас же практически неисчерпаемые запасы чистейшей целебной ледниковой воды высочайшей пробы, которые способны удовлетворить потребности многих стран Европы и Арабского Востока. Но чтобы доставить эту воду до потенциальных потребителей, нужно проложить автомобильную трассу протяженностью в 300 км.
Принципиально новая концепция государственной политики в России на Северном Кавказе - тема чрезвычайно многослойная, противоречивая. У всех субъектов Федерации Северного Кавказа, у федерального Центра есть по ней свои наработки, которые не всегда совместимы. Однако необходимо создать документ, способный вместить в себя механизмы разрешения основных противоречий и проблем Северного Кавказа, наметить конкретные направления утверждения согласия и сотрудничества.
Намеченными вехами, конечно, не исчерпываются наши планы, задумки, начинания. Работа развертывается широким фронтом, в диктуемые жизнью преобразования втягиваются все новые люди, все новые идеи.
- Сейчас Карачаево-Черкесия у многих читателей вызывает ассоциации, связанные с Борисом Березовским. Дав известному олигарху путевку в Думу, ваша республика, да и вы лично, видимо, связываете с ним определенные надежды?
- Вопрос о Березовском - это задача со многими неизвестными. Как и сам Борис Абрамович. Какие бы ярлыки и эпитеты ему ни навешивали, совершенно очевидно, что он является человеком незаурядным, сложным и сильным.
Подвигая Бориса Абрамовича Березовского к исполнению своих обязательств, мы надеемся не только на него. Мы идем своим путем. В настоящее время в работе находится емкий пакет интересных предложений, идей, инициатив. На этой основе выстраивается, как мы его называем, мобилизационный проект, который, уверен, позволит Карачаево-Черкесии начать восхождение к высотам социально-экономического прогресса.
Черкесск