НА ГОРЬКОВСКОМ автозаводе 25 декабря 1999 года с конвейера сошел новый легковой автомобиль "ГАЗ-3111" ("Волга"). По общему мнению, эта машина станет базовой моделью для целого семейства "Волг" XXI века. В ближайшие пять лет ГАЗ, построенный как завод по выпуску грузовиков, станет крупнейшим в России производителем "легковушек". Пока "ГАЗ" занимает 15% российского рынка легковых автомобилей, но есть все основания полагать, что эта цифра будет как минимум удвоена.
Специалисты считают, что удержаться на плаву одному из крупнейших машиностроительных предприятий страны помог прежде всего хороший менеджмент. Своевременные стратегические решения о переходе к выпуску нового класса машин типа "ГАЗель" или "Соболь", расширение модельного ряда "Волг" привели к тому, что завод, на котором трудится 114 тыс. человек, работает в три смены шесть дней в неделю. Журнал "Эксперт", например, полагает, что ГАЗ сегодня является, по сути, единственным российским автозаводом, ориентированным на рынок, а не на соглашения с чиновниками и бюджетную поддержку государства. Но до классического капиталистического производства ГАЗу еще далеко. Хотя бы потому, что "пережитки социализма" еще долго будут цеплять стремящиеся работать по международным стандартам предприятия.
На последней пресс-конференции журналисты спросили президента ГАЗа Николая Андреевича Пугина, когда же завод полностью освободится от содержания на балансе коммунальной сферы жилого района, где проживает 350 тыс. человек. Николай Андреевич невесело сказал, что это произойдет "не при нашей с вами жизни. Завод, более чем на четверть формирующий бюджеты города и области, обречен тем не менее ходить с протянутой рукой на федеральном уровне, выпрашивая деньги на развитие и прося отсрочки старых долгов. Поэтому тащить на себе "социалку", не сокращая рабочих мест, и при этом думать о серьезной конкуренции на западном рынке могут только фанатично преданные своему делу люди, которые должны быть патриотами своего города, области, страны".
"В конце финансового года главным достоинством мы считаем сохранение трудового коллектива, - говорит президент ГАЗа, - и радуемся, что нам удается не увольнять людей в массовом порядке".
Чтобы избежать массовых увольнений, считают на ГАЗе, нужно продавать все, что производишь. То есть маркетинг должен быть поставлен во главу угла, поскольку конкуренты не дремлют.
Одним из стратегических направлений работы Горьковского автозавода стало увеличение экспорта. Слабым местом нижегородских автомобилестроителей всегда был ненадежный "движок", но с постановкой на конвейер австрийского дизельного двигателя "Штайр" продукция ГАЗа становится конкурентоспособной.
"Мы приняли решение увеличить экспорт с 4% до 20%, - говорит Н.Пугин. - Нам надо зарабатывать доллары, а, кроме того, экспорт всегда стимулировал качество продукции". А еще качество стимулирует работа бок о бок с иностранцами.
Совместный российско-итальянский проект ГАЗ-ФИАТ - одно из направлений работы волжан с западными партнерами. "Нижегородмоторс" - это вовсе не подразделение Горьковского автозавода, как думают некоторые, а самостоятельное производство на бывших площадях ГАЗа. Предполагалось, что российские "Фиаты" появятся на наших дорогах уже в 1999 году, однако все карты спутал августовский кризис 1998 года. Крупнейший инвестиционный проект с участием Европейского банка реконструкции и развития объемом более 800 млн. долл. в год будет реализовываться поэтапно. Более половины узлов "Фиата" будут производить из российских комплектующих, что позволит существенно снизить себестоимость нового проекта. Причем в России появятся новые рабочие места. Даже при очевидно неблагоприятной конъюнктуре рынка, итальянцы желают закрепиться на российском автомобильном рынке. И не только итальянцы. "Сегодня в России обозначилось как минимум шесть крупных автомобильных проектов с участием иностранного капитала, - говорит Николай Пугин. - Западные компании хотят рисковать, чтобы быть первыми. А в условиях обострения конкуренции есть только один шанс выжить - осваивать новые модели. Я думаю, что в недалеком будущем за российский рынок придется бороться уже с помощью каких-то тендерных проектов. К этому надо быть готовым уже сегодня".
А пока, пытаясь работать по-западному, ГАЗ вынужден все же использовать совковую идеологию иждивенчества. "Мы хотим просить у государства каникулы на платежи в федеральный бюджет, - заявил президент ГАЗа в конце 1999 года. - В перспективе все эти деньги будут возвращены государству за счет увеличения налогооблагаемой базы".
По подсчетам, один сотрудник автозавода обеспечивает работой восемь-девять смежников, поэтому расширение производства в Нижнем Новгороде вовлечет около миллиона человек в стране. Есть о чем задуматься аналитикам из Минэкономики!
Главным лоббистом ГАЗа в правительстве официально стал депутат от Автозаводского избирательного округа Борис Немцов, которого Пугин поддерживал на последних выборах. Свои отношения с лидером СПС президент ГАЗа называет "деловой дружбой". У автозаводцев существуют невыполненные обязательства перед федеральным бюджетом, но на ГАЗе надеются, что до ареста счетов дело не дойдет. "В Москве еще работают бывшие мои подчиненные - Александр Починок и Михаил Касьянов, которые, надеюсь, не допустят такого решения", - уверял своих избирателей Борис Немцов накануне выборов 19 декабря.
Сегодня Борис Ефимович намертво связан с судьбой ГАЗа (по крайней мере на ближайшие четыре года) - его политическое будущее зависит от успешного развития Горьковского автозавода, и наоборот. И Немцов уже начал действовать. Благодаря ему прошли переговоры первого вице-премьера правительства России Михаила Касьянова с президентом ГАЗа Николаем Пугиным. Свои отношения с Касьяновым Немцов называет "приятельскими", а путинский кабинет министров вообще, по его мнению, "состоит из людей, которых назначали еще мы". Все это служит гарантией, что ГАЗ все-таки получит поддержку государства в своем стремлении стать предприятием, работающим по международным стандартам.
Нижний Новгород