НА ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет Красноярский край по негласной традиции рассматривается как политическая модель России в миниатюре. Как показывает практика, результаты выборов на берегах Енисея воспроизводятся затем на федеральном уровне. Технологии, апробированные на красноярском избирательном полигоне, впоследствии ставятся на поток по всей стране. Интерес к региону, безусловно, подогревают и не отчетливо обозначенные амбиции губернатора края Александра Лебедя. Тема эта более чем актуальна сегодня, в преддверии надвигающихся выборов президента. Красноярские особенности национальной избирательной кампании особенно наглядно демонстрирует пример недавних выборов в Госдуму. Тогда, в декабре прошлого года, краевая власть свою позицию публично афишировать не стремилась. Александр Лебедь заявил, что его сторонники в думских "тараканьих бегах" участвовать не намерены. Судя по всему, анализ сложившейся конъюнктуры на избирательном рынке привел аналитиков Лебедя к неутешительным для его партии выводам. Хотя местные активисты лебедевского движения "Честь и Родина" на выборы все же идти собирались, шло согласование партийных списков. Но затем был дан отбой.
Администрация края провела переговоры с представителями КПРФ, наиболее серьезно претендовавшей на депутатские мандаты. Была достигнута договоренность: четыре одномандатных округа (если не считать Эвенкию) разделить пополам. Два округа берут коммунисты, и краевая власть обязуется им не мешать и даже посильно помогать. Имеются в виду правый берег Красноярска, где кандидатом был депутат Законодательного собрания края коммунист Юрий Абакумов, и Канский округ, где коммунисты выставили члена президиума ЦК КПРФ секретаря ЦК по промышленности Петра Романова.
Краевая власть соответственно сосредоточилась на двух оставшихся округах. В Ачинском округе ставка была сделана на бывшего министра топлива и энергетики Сергея Генералова, нагрянувшего из Москвы с большими деньгами. А в левобережном округе Красноярска (куда отнесли и Норильск) компромиссной кандидатурой для власти и коммунистов стал аудитор Счетной палаты Вениамин Соколов, бывший ректор Красноярского университета и второй секретарь крайкома КПСС. Большие усилия команда губернатора направила на то, чтобы по левому берегу не прошел в Госдуму руководитель красноярской телекомпании "ТВК-6 канал" Александр Клюкин. Бывший активный сторонник Лебедя, избранный в Законодательное собрание края от лебедевского движения "Честь и Родина", Клюкин, тесно связанный с владельцем Красноярского алюминиевого завода Анатолием Быковым, затем ушел в жесткую оппозицию генерал-губернатору. На этом он построил свою избирательную кампанию.
Результаты выборов в Думу для Александра Лебедя оказались неудачными. На левобережье Красноярска, несмотря на все противодействие краевой власти, с большим отрывом победил "отступник" Клюкин.
На правом берегу уверенно опередил всех бывший губернатор края профессор КГУ Валерий Зубов. Причем никакой особенной агитации он не вел, справедливо посчитав, что его авторитет в городе и так высок. Любопытно, что в определенной степени успеху бывшего губернатора способствовало и неуклюжее противодействие ему команды губернатора нынешнего. За два часа до регистрации кандидату в депутаты Зубову предъявили обвинение в превышении власти в бытность его губернатором. Но симпатии горожан, как водится в России, это только подогрело. В итоге - Зубов в Госдуме, а возбужденное дело, как полагают специалисты, судебной перспективы не имеет.
Что касается коммунистов, то они взяли реванш в Канском округе, традиционно входящем в "красный пояс". Победил, как и предполагалось, "красный капиталист" Петр Романов, ставший затем вице-спикером Госдумы. Александр Лебедь активно поддержал его, включив для этого все имевшиеся у него административные рычаги.
Наиболее же запутанной была ситуация в Ачинском округе, вотчине известного на всю страну Анатолия Быкова. Местные политические силы толком сорганизоваться здесь не сумели, и фаворитом стал варяг Сергей Генералов, на которого сделал ставку Лебедь. Об этом стало известно еще за несколько месяцев до выборов, как и о том, что фирма Генералова покупает красноярские угольные разрезы.
Однако ситуация в округе осложнялась тем, что на начальном этапе выборов предполагалось участие в них Анатолия Быкова. Если бы все так и произошло, то в сокрушительной победе бывшего хозяина края можно было бы не сомневаться. Понимая это, краевая власть сделала все возможное, чтобы отсечь Быкова, основного оппонента Лебедя. В итоге его кандидатуру не зарегистрировали в избирательной комиссии, потребовав личной явки опального бизнесмена (хотя Закон о выборах депутатов Госдумы на этом не настаивает). Понятно, что объявленный в международный розыск Анатолий Быков лично явиться в Ачинск не мог, и вопрос с повестки дня был снят.
В этой ситуации сторонники Быкова призвали его земляков голосовать против всех кандидатов. Если бы эта кампания бойкота была доведена до конца, не видать бы Сергею Генералову думского мандата. Но и без того результаты по Ачинскому округу наводят на мысли о подтасовке, разница между теми, кто проголосовал против всех, и теми, кто выбрал Генералова, составила лишь доли процента. Впрочем, поезд уже ушел...
Что в сухом остатке после выборов? Несмотря на относительную неудачу ставленников краевой власти, организованной политической оппозиции Александру Лебедю в крае так и не появилось. Сегодня ее в Красноярске просто нет. Бизнес-элита по-прежнему выжидает, встревоженная печальными поворотами в судьбе отдельных своих представителей. Коммунисты края на глазах трансформируются в союз соглашателей с властью, повторяя след в след колебания линии партии на федеральном уровне. Следует отметить, никакой серьезной критики в адрес краевых властей коммунисты не позволяли себе и на думских выборах. Звонкая левая фразеология аппаратчиков из крайкома КПРФ уже не маскирует попыток главных красноярских коммунистов повыгоднее встроиться в существующую политическую систему. Понятное дело: если к власти прийти не суждено, то хоть отовариться как следует. И признаки этого уже очевидны. Позиции КПРФ в крае в целом окрепли, хотя между руководством крайкома и широкими партийными массами искры проскакивают все чаще.
Что же касается прочих субъектов, задействованных на красноярских политических подмостках, то перспективы большинства из них незавидны. "Отечество" в крае провалилось с треском, не набрав и 5% голосов. Не вдаваясь в столичные причины этого, следует отметить, что местные деятели движения политически оказались очень слабы. Ни одни выборы последних лет эти люди в Красноярске не выиграли. Крайне вялой и невнятной была и эта избирательная кампания. Практически незаметно было "Яблоко". Не снискали лавров жириновцы. Единственный всплеск - прорыв "Союза правых сил". Акцент, сделанный на референдуме, и солидные финансовые инъекции дали неожиданно высокий результат.
Не было в крае, по сути, выборной кампании у "Единства". Она раскручивалась в Москве, а в Красноярске эти опыты по манипулированию массовым сознанием воспринимались виртуально.
Одним словом, на берегах Енисея в очередной раз подтвердилось растущее значение избирательных технологий. Вкупе с толстым кошельком они творят "чудеса". И, видимо, будут творить их в ближайшем будущем.
Если же говорить о самом Александре Лебеде, то он, конечно, уже извлек уроки из происшедшего. Человек-то он хорошо обучаемый. Может быть, потому и не бросился очертя голову в президентскую гонку. Да и из Москвы ободряющих слов пока не раздалось. Ни для кого ведь не секрет, что фактор Лебедя - столичный, а не красноярский. Всем памятны особые отношения красноярского губернатора с администрацией прежнего президента страны. Не забыто и то, что Волошин писал для Лебедя экономическую программу перед губернаторскими выборами в 1998 году.
А вот как сложатся отношения Александра Лебедя с Владимиром Путиным - вопрос. Весьма симптоматично, что из администрации и.о. президента звонили в край и предлагали назначить экс-губернатора Зубова руководителем красноярского штаба по выборам президента.
Головная боль для краевой власти закончилась все же назначением на эту должность представителя президента Казакова. И тем не менее содержательной частью выборной кампании и.о. президента поручил заниматься именно Зубову. Повод задуматься команде Лебедя. Между тем в ней в очередной раз усиливается кадровая чехарда. Новая ситуация в стране требует новых исполнителей. Лица мелькают, как в калейдоскопе.
Перед непростым выбором и сам губернатор. Если окончательно отказываться от притязаний на президентское кресло, то в ближайшие три с половиной года нужно сосредоточиться на проблемах Красноярского края. Нужны будут реальные, а не пропагандистские результаты в экономике и социальной сфере.
Красноярск