Обработка гранитных плит на Кондопожском заводе. |
ОГРОМНЫЙ заводской цех выглядел сиротливо из-за пустующих площадей, где недавно были сняты устаревшие станки для распила каменных блоков на плиты. Лишь в самом дальнем углу два из них еще работали на арендуемом кооператорами участке, да чуть ближе высились громады уже установленных двух новых итальянских машин фирмы "Гаспари Менотти".
- Всего здесь вскоре разместятся семь штрипсовых и пара дисковых станков с современным компьютерным управлением, которые заменят 24 демонтированных агрегата, - пояснил смысл проводимой в цехе реконструкции генеральный директор ООО "Карельский гранит" Геннадий Журавлев. - А затем дойдет очередь до обновления линий шлифовки и полировки.
Штрипсы - это своеобразные пилы, которыми пилят камень с помощью специальной мелкой дроби, подсыпаемой на поверхность камня под стальное полотно и растираемой затем в пыль между жерновами. Сначала в качестве подсыпки применялся простой кварцевый песок, потом - чугунная крошка, сейчас - прочная французская дробь. В сочетании с итальянскими штрипсами дробь обеспечивает идеально ровный срез гранитных плит. Их последующие шлифовка и полировка дают то первоклассное качество камнеобработки, в котором российская продукция прежде чуть уступала импортной, но теперь вполне способна с нею конкурировать.
Если же добавить разнообразную цветовую гамму и другие ценные природные достоинства карельских гранитов, то понятен будет обоснованный расчет на их серьезный экспортный потенциал, связанный с прогнозируемым быстрым ростом объемов производства на возрождающемся Кондопожском камнеобрабатывающем заводе.
Созданное там на базе обанкротившегося АО "Карельский камень" новое общество с ограниченной ответственностью, представляет пример плодотворного сотрудничества правительств Москвы и Карелии в рамках заключенного между ними в декабре прошлого года двустороннего договора. После того как 80% всех акций Кондопожского камнеобрабатывающего завода стали собственностью Московского камнеобрабатывающего комбината, это предприятие наконец-то получило долгожданный толчок к восстановлению былых мощностей. Даже с прицелом на развитие до уровня крупнейшего в Европе завода подобного профиля, который уже в 2001 г. должен выйти на выпуск 400 тысяч квадратных метров обработанных гранитных плит.
Правда, по словам Геннадия Журавлева, завод в поволжском Балаково (Саратовская область), откуда он с семьей недавно переехал в Карелию, выпускает 900 тысяч квадратных метров облицовочного камня. Но там в основном обрабатывается более мягкий мрамор. Гранит же не менее красив, зато гораздо прочнее и долговечнее. Его широко используют не только во внутренней отделке зданий, но и в наружных архитектурных комплексах. Например, этот карельский минерал легко найти во многих деталях Грановитой палаты Московского Кремля и восстановленного храма Христа Спасителя, на Манежной площади столицы и на Поклонной горе.
Реализацию грандиозного плана подъема прославившегося подобной продукцией Кондопожского завода до европейского уровня гарантируют инвестиции из Москвы. В реконструкцию камнеобрабатывающего завода предусматривается вложить 10,5 миллионов долларов, еще 7,5 миллионов "зеленых" будут направлены на разработку каменных карьеров в Питкярантском, Лоухском и Пудожском районах Карелии. Два новых сырьевых месторождения - Сюскюянсаари под Питкярантой, где добывается красный гранит, и лоухская Колгувара, известная камнем неповторимой серо-розовой расцветки, - уже начали поставки блоков на Кондопожский камнеобрабатывающий завод.
Геннадий Журавлев назвал еще ряд перспективных карьеров: Немецкая гора, Габбро, Гранатовый амфиболит, Ромбак... Все вместе они должны отправлять в Кондопогу до 1600 кубометров камня ежемесячно. На каждом из них открывается не менее 30 рабочих мест. Число занятых в камнеобработке тоже постоянно увеличивается: было 100 человек, стало 250, будет 500. Объемы производства тут достигли миллиардов рублей, а налоги в местный бюджет потекли миллионными ручейками.
Спрос на карельский гранит постоянно растет, рынки его сбыта расширяются. Отчасти способствовал тому и августовский кризис прошлого года. После него действительно стало невыгодно покупать импортный облицовочный камень, поставки которого на внутренний рынок России доходили чуть ли не до половины его потребностей. Почти 60% производимой сейчас на Кондопожском заводе продукции забирает строительный комплекс Москвы, остальное уходит в Сибирь и Поволжье, в Белоруссию и Литву.
Показательно, что осуществление выгодной для Карелии программы обеспечивается исключительно отечественными финансами и в интересах самой России. Еще бы заменить собственными материалами итальянские штрипсы и французскую дробь. А там, глядишь, дойдем и до своих оригинальных технологических разработок.
Кондопога-Петрозаводск