0
1357
Газета Регионы России Интернет-версия

17.09.1999 00:00:00

Война после войны

Тэги: Дагестан, чечен, террор


Возвращаясь домой, многие видят свои жилища разграбленными.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В РЯДАХ военнослужащих федеральных сил в Дагестане царит некоторое смятение. Оно вызвано распространенным средствами массовой информации сообщением о том, что министр обороны Игорь Сергеев в своем докладе премьеру Владимиру Путину сообщил о полном освобождении территории Дагестана от террористов. По словам главы военного ведомства, в настоящее время идет зачистка местности, бандитов преследуют и уничтожают. Солдаты в растерянности и не знают, кому верить. То ли министру, объявившему о том, что они победили. То ли своим глазам, убеждающим их в обратном.

Как известно, в данный момент на граничащей с Бабаюртовским районом территории Чечни отмечается скопление людей численностью от 700 до 1 тыс. человек. Их намерения неизвестны, но не исключается, что это могут быть боевики, которые пытаются проникнуть на территорию Дагестана с целью совершения терактов и захвата заложников. Подобные скопления экстремистов наблюдаются и на других направлениях.

В настоящее время проводятся мероприятия по ликвидации последствий вторжения бандитов в Новолакском районе, население которого крайне заинтересовано в стабилизации обстановки. Один из встреченных корреспондентом "НГ" - Юсуп, который узнал из телевизионных новостей о развернувшихся боевых действиях в его родных местах. В Москве он проживал с 1987 года и работал в одной из крупных коммерческих фирм. На следующий день лакец, закинув в машину самые необходимые вещи, выехал в Дагестан. В селении Новокули его записали в ополчение, выдали старенький карабин и определили дежурить на одной из дорог, ведущих в Хасавюрт. Естественно, он, как и все ополченцы, рвался в бой. Местные жители твердо уверены, что они разобрались бы с боевиками лучше, чем восемнадцатилетние пацаны, служащие в армии. Допустили же к действиям ополченцев только после мощного артналета на селение Гамиях. Но первая попытка провести зачистку вместе с милиционерами и саперами окончилась неудачей. По ним по недоразумению открыли минометный огонь десантники, расположившиеся на господствующей высоте.

Договорившись с военными, группа через некоторое время все же приступила к выполнению своей задачи, и селение к утру следующего дня было под контролем ополченцев. Но это еще не означало, что в Гамиях вернулась официальная власть. Война - это тоже учет и контроль. С бюрократической точки зрения об окончании боевых действий в населенном пункте извещает "Акт зачистки и передачи села Гамиях Новолакского района Республики Дагестан". В этом документе начальник Хасавюртовского РОВД, глава администрации и представитель Минобороны записывают, что "сего числа проведена зачистка освобожденного от бандформирований селения, в нем проведены инженерные работы по разминированию взрывоопасных предметов и мин, оставленных боевиками". Акт составляется "с целью полной передачи Гамияха главе для дальнейшего осуществления своих полномочий по нормализации жизни населенного пункта". Подписи официальных лиц скрепляются печатью главы администрации.

Однако до "нормализации жизни" еще очень далеко. Селение представляет собой развалины. Естественно, нет никакого электро- и водоснабжения. Тем не менее если дома и можно восстановить, то остаются проблемы, которые не удастся разрешить как минимум десятки лет.

Джамалудин, лакец по национальности, так же, как и его односельчане, покидает родные места. В разрушенном доме осенью уже не прожить. Придется с семьей перебираться под Махачкалу к родственникам. Но даже не это вынужденное переселение его так волнует. Джамалудин кивает на соседний дом: "Это они во всем виноваты". Там живут чеченцы-аккинцы. Когда боевики заходили в село, у них был список всех милиционеров и работников администрации. "Кто же еще мог им все это дать как не местные чеченцы", - уверен Джамалудин. По его словам, бандиты четко знали свое дело - кто, "как саранча, разбрелся по домам", кто отправился на заранее выбранные позиции вокруг села.

В показанном Джамалудином доме Дикалу и Тамара Адилгереевы тоже готовились к отъезду. Направлялись они в Хасавюрт, где сейчас проживает несколько тысяч чеченцев-аккинцев. В конце июля Дикалу закончил строительство дома. На новоселье он получил снаряд от федералов. Во дворе стоит небольшой домик, в котором жил родственник Дикалу Герой Советского Союза Ханпаша Нурадилов, получивший это звание посмертно. В память о славном чеченском воине был организован музей, который, к счастью, не пострадал от обстрелов. Но пришедшие в село бандиты устроили в нем постоялый двор. Вернувшись после освобождения Гамияха, Дикалу нашел лишь остатки бережно собираемой и оберегаемой им экспозиции.

"Сволочи есть в каждом народе, мы сюда не звали этих бандитов", - вздыхает Дикалу, он уже чувствует недобрые взгляды своих бывших соседей лакцев. Почему меня не записали в ополчение и не дали оружие, я бы уничтожил всех этих бандитов", - негодует чеченец.

В Хасавюрте же противоречия между местными и беженцами-аккинцами могут привести к серьезным конфликтам. Чеченцы, покинувшие занятые экстремистами селения, пока не получили от администрации никакой помощи. По их словам, милиция забирает молодых аккинцев без всякого на то основания и избивает их. Обвиняют они и ополченцев-лакцев - якобы те мародерствуют в оставленных домах, считают, что многие из них просто сводят счеты с чеченцами.

Бездействие властей по разрешению этой проблемы может привести к непредсказуемым последствиям. К боевым действиям могут прибавиться и конфликты на межнациональной почве.

Новокули-Гамиях-Хасавюрт-Махачкала


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2051
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1314
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
974
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1281

Другие новости