0
1242
Газета Тенденции Интернет-версия

19.06.2002 00:00:00

Мусульманская альтернатива

Тэги: Малашенко, экстремизм, терроризм, ислам


- Алексей Всеволодович, существует несколько концепций, объясняющих корни исламского экстремизма. По одной из них, речь идет о столкновении цивилизаций. Другая придает конфликту западного и исламского миров межрелигиозный характер: мусульмане борются с христианами и иудеями. Приверженцы третьей концепции видят в нем частное проявление борьбы между религиозным и секулярным общественным устройством. Какая из этих теорий представляется вам наиболее верной?

- Все они по-своему верны и в то же время ущербны. На Ближнем Востоке, на мой взгляд, идет светский политический конфликт. Причем сразу на трех уровнях. Во-первых, это конфликт между палестинцами и израильтянами. Во-вторых, между арабами и евреями на Ближнем Востоке в целом. Наконец, это глобальный конфликт, в котором в былые времена были задействованы обе сверхдержавы - Соединенные Штаты и Советский Союз. На двух уровнях, безусловно, присутствует религиозный фактор. Это делает противостояние более жестоким, непримиримым, потому что на конфликт этнической, культурной, политической самоидентификации накладывается еще и глубинная, религиозная.

- Исламский экстремизм следует считать самостоятельным явлением или же только частным проявлением терроризма как феномена?

- Апелляция к насилию характерна для всех авраамических (и не только) религий. Еще блаженный Августин рассуждал о возможности применения силы, если оно имеет благие цели и санкционировано свыше. Все это хорошо видно на примере ислама, поскольку он является наиболее социальной, обмирщенной религией. Шариат регулирует все стороны жизни индивида и общества.

Кроме того, ислам - религия еще и политизированная. Если рассматривать терроризм как продолжение политики, то окажется, что доля экстремизма в исламе выше, чем в других религиях. В то же время не следует отождествлять исламский экстремизм с исламом как таковым. В принципе само понятие "исламский экстремизм" или "исламский терроризм" можно использовать только как рабочий термин. Скорее, речь идет об использовании ислама радикальными террористическими группировками из мусульманской среды.

Помимо политизированности ислама у экстремизма есть и другая важная причина. Мусульмане пока что проигрывают экономическое, политическое и военное "состязание" Западу. В исламском мире очень сильно проявляется чувство неудовлетворенности. Мусульмане пытаются выдвинуть свою исламскую альтернативу, доказать, что у них особый путь, который приведет их к созданию процветающего, энергичного общества, равноценного западному и даже превосходящего его.

В исламе есть идеал государственного устройства, собственная экономическая модель. Однако на практике ничего не получается. Поэтому у мусульман поневоле возникает комплекс неполноценности. Невозможность реализовать исламскую альтернативу на фоне вызывающе процветающего Запада вызывает у некоторых желание отомстить. Думаю, что именно этим - в широком смысле - обусловлены теракты, совершаемые выходцами из исламского мира.

- Каковы, на ваш взгляд, наиболее серьезные глобальные последствия терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне?

- Я не склонен толковать 11 сентября как своего рода конец "старой" истории, после которого мы живем уже в качественно ином мире. На мой взгляд, 11 сентября - это кульминация в отношениях между исламским миром и Западом, после которой возник вопрос: как жить дальше? Это также кульминация процессов внутри исламского мира, приведшая к размежеванию радикалов и умеренных мусульман.

После 11 сентября наступила "исламская пауза". Идет антитеррористическая операция в Афганистане, угрожают Ираку, убит Хаттаб, скорее всего убит Басаев. Радикалы пока молчат. Думаю, они переосмысливают то, что произошло, и готовятся к новому этапу борьбы. Не исключено, что радикалы обрели второе дыхание. В Штатах к этому активно готовятся. А в России недавно был совершен очередной теракт. Причем теракт вызывающий - 9 мая.

Так что в обозримом будущем отношения между исламским миром и Западом останутся очень напряженными. И все-таки хочу надеяться, что европейские христиане не будут отождествлять ислам с экстремизмом и терроризмом.

- Как бы вы оценили захват храма Рождества Христова в Вифлееме в контексте арабо-израильского конфликта на всем его протяжении?

- Я бы этому захвату большого значения не придавал. О нем, кстати, уже стали забывать. Это был чисто тактический момент. Храм Рождества Христова - очень удобное укрытие, этакое фортификационное сооружение. Захвативших его палестинцев заботила прежде всего собственная судьба, а уже потом - политика. На месте боевиков я бы подыскал более подходящее укрытие. Но так уж сложились обстоятельства.

Все-таки есть какой-то трагический символ в том, что в противостояние двух мировых религий - ислама и иудаизма - оказывается замешанной третья - христианство. Захват церкви, естественно, не мог не вызвать бурной реакции со стороны мирового сообщества. Он является лишним свидетельством того, что ближневосточный конфликт - не просто противостояние между арабами и евреями, между иудаизмом и исламом, а язва, которая поразила тело всего человечества.

- Но сам по себе захват храма был просто случайностью?

- Судя по тому, как развивались события, этот эксцесс носил чисто военный характер. В то же время политики и некоторые религиозные структуры умело его использовали, поскольку момент для этого был очень подходящий.

- Имеют ли сколько-нибудь серьезное влияние, на ваш взгляд, христиане на Ближнем Востоке?

- Безусловно. Но это не военно-политическое влияние. Речь идет о присутствии христианского мира в Палестине. Ближний Восток очень часто называют "перекрестком". Это звучит уже как банальность. Но если отвлечься от школьных учебников и вдуматься, то окажется, что так оно и есть. Во всяком случае, Ближний Восток имеет больше прав называться "перекрестком", чем другие регионы. И как бы ни вели себя иудеи и мусульмане, им приходится считаться с христианским фактором. Думается, при более активной позиции европейско-христианского мира этот утвердившийся на Ближнем Востоке христианский сегмент, независимо от его этничности, мог бы быть своего рода стабилизатором.

К сожалению, христианство там сильно политизировано и разрозненно. Если бы всем христианским конфессиям на Ближнем Востоке удалось выступить единым блоком, это, безусловно, было бы позитивным вкладом в урегулирование палестино-израильского конфликта.

Пока же многие христиане иммигрируют из Палестины. Мне довелось побеседовать с некоторыми арабами-христианами. Они недовольны политикой мусульман и считают, что можно было бы обойтись без терактов и насилия. Иными словами, арабские христиане гораздо больше склонны к консенсусу с Израилем, чем мусульмане.

- Что, по-вашему, является основной причиной напряженности на Северном Кавказе - национальный или же религиозный фактор?

- Думаю, главная причина - социально-экономические проблемы. Отнюдь не ислам был виновником чеченского конфликта. Например, покойный генерал Дудаев хотел построить светскую демократическую республику. Фундаменталисты в Дагестане выступали не столько против традиционного ислама, сколько против коррумпированной милиции и местной администрации, которая не давала им нормально жить. Естественно, что в мусульманском сообществе социальный протест принимает религиозные формы.

В то же время в конфликтах на Северном Кавказе есть и чисто религиозный компонент. Железный занавес после распада Советского Союза поднялся не только на западе, но и на юге России. Из-за рубежа стали приходить различные исламские учения, которые раньше не были известны либо находились в подполье. Российские власти пытаются подавить их силой, однако практика СССР показывает, что таким путем проблему не решить. Все-таки необходимо проявлять терпимость к тем мусульманам, которые тяготеют не к традиционному кавказскому исламу, а к зарубежным идеологическим заимствованиям. Я прекрасно понимаю местное духовенство и политиков, которые боятся радикализации ислама. Однако, если нетрадиционные исламские учения просто давить, эффект будет обратный. Тема борьбы с радикалами - особая, очень сложная тема. На мой взгляд, надо разобраться, почему так много молодых людей "уходят" в исламизм и занимают экстремистские позиции. Не все же они изначально уголовники и террористы. Как было сказано в старом советском детективе, "тоньше работать надо".

- В последнее время много говорится о росте радикальных настроений среди мусульман Приволжского федерального округа. Насколько реальна эта угроза?

- Определенные радикальные тенденции действительно есть. Причина их появления та же, что и на Кавказе: люди интересуются не только традиционным исламом, но и различными зарубежными мусульманскими течениями. Все это накладывается на определенные социальные проблемы, приводя к росту радикальных настроений. На сегодняшний день какой-то серьезной угрозы не существует. Однако тревожит то, что эта идеология постепенно расширяется, привлекая к себе молодежь. Кстати, недавно проводился опрос среди московских мусульман о том, кто, на их взгляд, наиболее соответствует представлению об истинном мусульманине. На третьем месте оказался Усама бен Ладен.

Чтобы решить проблему исламского радикализма, необходимы диалог и огромная разъяснительная работа со стороны государства при участии мусульманского духовенства. Говорить надо, разумеется, не с боевиками и террористами, а с теми, кто интересуется новыми исламскими течениями.

Мы так долго говорили, что Россия - поликонфессиональное государство, что заболтали это слово. Православие, шире христианство, а также ислам очень конкретны в своих проявлениях. Они мультикультурны. И произнося слово "ислам", мы должны понимать, что он многолик, он не создается по чьему бы то ни было заказу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1939
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1223
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
906
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1201

Другие новости