Конгресс США предлагает не только санкции, но и систему постоянной компрометации правящего класса России. Фото Reuters
Обсуждаемый сейчас в США пакет новых санкций, в отличие, скажем, от «списка Магнитского», может коснуться самого широкого круга связанных с государством российских граждан, которых заподозрят в нарушениях прав человека. В перспективе ограничения могут быть введены и против государственных или провластных медиаресурсов. Как объяснили эксперты, хотя прямо о санкциях в отношении журналистов в законе ничего не говорится, Вашингтон, похоже, намерен жестко противостоять информационному влиянию Москвы.
Из законопроекта следует, что США намерены увеличить круг лиц из России, которые будут преследоваться за нарушения прав человека. Кроме того, в отличие от Европы, похоже, начинается и конкретное противодействие российским медиа, которые считаются подконтрольными или хотя бы лояльными режиму. Впрочем, пока в законе говорится лишь о подготовке специального доклада о российских СМИ, подозреваемых в ведении информационной войны. Но вряд ли стоит сомневаться, что по итогам этого и следующего докладов будут делаться определенные выводы.
Напомним, что к созданию санкционного списка для кремлевских пропагандистов давно призывала Америку именно российская оппозиция, считая, что «Закон имени Магнитского», предусматривающий блокировку счетов и собственности подозреваемых в нарушении прав человека, а также их запрет на въезд в Штаты, необходимо расширять и дальше.
Однако «Акт Магнитского» касался только физических лиц, замешанных в нарушениях прав человека. «Нарушения в области кибербезопасности, к примеру, в этот закон не входят, – объяснил «НГ» программный директор Magnitsky Act Initiative Дмитрий Валуев (Вашингтон). – А новые санкции касаются и физических, и юридических лиц и накладываются по многим критериям, не только по причине нарушения прав человека. Обе эти категории подпадают под санкции, если они соответствуют описанным в законопроекте параметрам – участие в хакерских атаках, нефтяные компании, коррупционная активность и пр. Кроме того, новый законопроект законодательно закрепляет те санкции, которые были наложены президентскими указами, то есть имели ранг ниже федерального закона и могли быть отменены решением президента». Теперь процедура отмены последних будет гораздо сложнее, отметил эксперт.
«Законопроект о новых санкциях носит беспрецедентный характер и предлагает системные меры по борьбе с авторитарным и коррумпированным режимом, – подчеркнул специалист по сравнительному конституционному праву Станислав Станских (Лос-Анджелес). – Новые санкции будут иметь крайне негативное влияние на российских чиновников и бизнесменов. Сотни миллионов долларов будут направлены на выявление коррупционных схем в окружении Путина и в целом в российском правящем классе. Для тех коррупционеров, у которых отсутствует собственность на территории США, предусмотрены специальные меры по установлению их активов внутри России и за рубежом. С одной стороны, это приведет к еще большей «национализации» коррупционных элит и усилению политических репрессий внутри России. А с другой – к появлению дополнительной информации и новых доказательств преступлений правящего класса, которые могут быть использованы российской демократической оппозицией в борьбе с государственной пропагандой».
Эксперт в области публичного права Дмитрий Илюшин (Нью-Йорк) указал «НГ», что, поскольку речь идет о законодательном закреплении санкций, введенных указом экс-президента Барака Обамы, по всей видимости, это коснется и пресловутых российских дач, временно отобранных у дипломатов.
Что касается информационного раздела законопроекта, то, по словам Станских, «именно противодействие российской пропаганде и дезинформации внутри страны и за ее пределами через создание условий для доступа к распространению и получению достоверной информации является одной из ключевых задач законопроекта». Он напомнил, что «для этого американский президент должен будет ежегодно предоставлять Конгрессу отчет о всех российских и аффилированных с ними СМИ, которые контролируются и финансируются правительством РФ». В законопроекте, кстати, не конкретизируется, подпадут ли региональные и местные СМИ, которые в подавляющем большинстве финансируются из бюджета, под этот антипропагандистский аудит. «В первую очередь президентские доклады будут анализировать деятельность федеральных и зарубежных российских СМИ. Стоит ожидать, что в перспективе на эти СМИ и их сотрудников выборочно будут накладываться специальные санкции, включая визовые ограничения», – предположил юрист.
Пока в законе об этом прямо не говорится, однако предпосылки для этого закладываются серьезные, отметил Илюшин: «Законопроект на данный момент не устанавливает специальных критериев, по которым будет определяться аффилированность российских СМИ с государством. В юридической практике под «аффилированностью» подразумевается осуществление контроля за деятельностью организации или наличие власти на такой контроль. В санкционном законе не говорится о полном контроле, значит, речь может идти о контроле блокирующем. А сам контроль за медиа может осуществляться на основании прав собственности, через участие в управлении или через иные отношения».
Как подытожил в беседе с «НГ» профессор госуниверситета Огайо Поль Бек, если предыдущие санкции затрагивали конкретных лиц в ближайшем окружении Владимира Путина, то сейчас речь идет о широком давлении на все российское правительство. И снять эти санкции, еще раз подчеркнул он, теперь будет уже значительно сложнее.
Политическая элита нашей страны в утверждении новых санкций, похоже, и не сомневалась. Судя по некоторой информации, ряду российских правительственных чиновников высшего ранга заранее было дано указание забрать своих детей из США – даже тех, кто там лишь учился. Например, дочь одного из них рассказала «НГ», что отец был вынужден перевести ее на обучение из Штатов в Канаду.